Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Финансы

Шаг за шагом, но медленно

Последний год сильно изменил российский рынок лизинга. Разразившийся глобальный кризис заставил самый быстроразвивающийся из финансовых рынков резко остановиться в росте. Ещё вчера крупные компании заключали по сто и более новых сделок в месяц… Сегодня же они довольствуются малым их числом, а значительное количество небольших игроков рынка и вовсе прекратили развитие.

Оценивая разные периоды развития лизингового бизнеса в России, многие лизингодатели чаще вспоминают не 2002 или 2003 годы, когда рынок рос, пусть и невысокими темпами, а 1998 год, когда он практически стоял. С одной стороны, сегодня лизинговые портфели компаний несопоставимо толще, чем в прежние времена, а следовательно, и объем лизинговых платежей заметно больше. Но с другой — неизмеримо больше стало и проблем с неплательщиками, да и изъятого имущества накопилось немало. Неслучайно почти все руководители лизинговых компаний уже заявили, что практика оценки рисков будет пересмотрена.

В свободном полете

В первой половине 2009 года на рынке лизинга не произошло сколько­нибудь существенных изменений, невысокие темпы развития компаний сохранились. Нельзя забывать и о том, что работа в лизинговой отрасли имеет явно выраженную сезонность — подписание большинства договоров приходится на конец года. Поэтому итоги деятельности лизинговых структур в I квартале 2009 года были ещё ниже, чем в IV квартале предыдущего года. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, объем нового бизнеса в первые три месяца этого года составил всего 10 486,5 млн руб. (без учета НДС). А это на 60,31 % меньше, чем в IV квартале 2008 года, или примерно 7,2 % от объема нового бизнеса в 2008 году. Когда будут подведены итоги полугодия, они, судя по отзывам лизингодателей, также окажутся не блестящими.

Самое печальное для лизинговых компаний, что один из главных сдерживающих рост рынка факторов — отсутствие финансовых ресурсов — не потерял своего значения. Как отмечают специалисты, в отношении кредитования ситуация на рынке по большому счету остается такой же, как в последнем квартале 2008 года. При этом нельзя сказать, что отношения лизинговых компаний и банков застыли на мертвой точке, просто они претерпевают изменения. И прежде всего эти изменения касаются самого болезненного — отсрочек платежей. Как рассказывают участники рынка, примеры реструктуризации долгов лизинговых компаний в связи с дефолтами лизингополучателей уже есть. А ведь ещё зимой даже минимальная (два­три дня) просрочка платежей клиентом воспринималась лизинговой компанией крайне негативно. Определенные небольшие сдвиги лизингодатели видят и в кредитной политике.

«Сделки стали потихоньку заключаться на более консервативных по сравнению с 2008 годом условиях по срокам, ставкам и авансу, — замечает руководитель северо-западного дивизиона компании „Интерлизинг“ Екатерина Тулина. — Но все же речь идет скорее о единичных сделках, а не о возобновлении финансирования».

«Основная проблема тут в том, что рынок пока ещё не прошел дна, и непонятно, какие компании живы, а какие мертвы, — замечает генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов. — Соответственно, банкам довольно сложно определиться, точнее, выбрать, с кем возобновить работу, а с кем не стоит».

«Вот посмотрите, например, на отношение банков к строительным компаниям или ретейлерам, — поясняет ситуацию на примере генеральный директор компании „Прогресс­Нева Лизинг“ Роман Маланин. — В первом квартале их финансирование было полностью прекращено, а сейчас уже есть определенность, с кем банки работать планируют, а с кем нет».

Чего­то похожего ожидают и лизингодатели.

Правда, никто не возьмется сказать, когда же рынок нащупает свое дно. В конце концов ещё в начале года объявились компании (крупные игроки, аффилированные банкам), которые предложили покупать лизинговые портфели, вернее, лучшие их части. Понятно, что от продажи портфеля до банкротства или слияния с другими компаниями недалеко, но ни того ни другого пока не замечено. Очевидно потому, что предложения о продаже не находят покупателя. Лизинговые компании, несмотря на проблемы, пока выживают, обходясь своими силами, как­то договариваясь с банками о реструктуризации кредитов. «Мы рассматривали возможность приобретения небольшого игрока рынка, но в результате отказались, — рассказывает Дмитрий Горизонтов, — во многом потому, что пока даже у небольших компаний нет явного желания продавать свой лизинговый портфель».

Но некоторые специалисты считают, что момент истины для многих лизингодателей наступит уже в ближайшем будущем.

«Третий квартал может стать решающим, — полагает Роман Маланин. — Поскольку лизинговые компании более жестко столкнутся с проблемой уплаты НДС. А он исчисляется со всех начисленных за квартал лизинговых платежей. В IV квартале 2008 года были допоставки по договорам докризисного периода, и это позволяло даже демонстрировать объемы нового бизнеса, в итогах I-II кварталов 2009 года сыграли роль оставшиеся договоренности с банками. А теперь резервы исчерпаны и проблема нарастает. В IV квартале банки, очевидно, уже сделают выбор».

Жизнь вблизи дна

Но пассивное ожидание — удел неудачников. Те, кто хочет стать (или оставаться) лидерами, и не только в сфере лизинга, исходят из тезиса, что кризис надо воспринимать как период для работы в новых условиях, а не как время для ожидания. Ведь только так и выявляются жизнеспособные компании.

С начала остановки рынка лизинга прошло не так мало времени: объем нового бизнеса резко сократился в октябре 2008 го, а значит, уже скоро год, как он живет в новых условиях. Срок, конечно, не такой уж и серьезный, но все же достаточный, чтобы привыкнуть к новым правилам игры и продолжить свою деятельность. Собственно, это и происходит: многие лизинговые компании уже перестроили свою работу, и, как следствие, обозначились кризисные направления и кризисные продукты.

По мнению Дмитрия Горизонтова, самое заметное изменение, которое явно сказывается на бизнесе лизинговой компании, — развитие так называемого венчурного лизинга. «Это когда лизинговая компания становится совладельцем бизнеса лизингополучателя. И, как следствие, её доходы выражаются не в лизинговых платежах сегодня, а в прибыли, которая будет завтра», — объясняет он. Правда, в настоящий момент это, скорее, прогноз. Лизингодатели замечают, что находятся в одном шаге от таких договоров, некоторые признаются, что планировали использовать именно такой подход к некоему должнику, но обошлось. Вместе с тем опыт кризиса 1998 года позволяет с большой долей уверенности предположить, что венчурный лизинг имеет все предпосылки к активному развитию уже в ближайшем будущем. Ведь крупнейшие банки уже стали совладельцами многих предприятий, так что ничего удивительного, если вскоре и лизингодатели последуют их примеру.

«И легко может случиться так, что для кого-то венчурный лизинг превратится из сложного способа получения выплат от должника в самостоятельный продукт. Потому что когда у лизинговой компании есть некий административный ресурс, это позволяет иначе оценить перспективы бизнеса лизингополучателя», — рассуждает Дмитрий Горизонтов.

Необходимость разбираться с должниками и определять судьбу изъятого у них имущества порождает и другие направления деятельности лизинговых компаний, уже непосредственно связанные с конкретными продуктами (в данном случае изъятыми или лизингодателями, или их коллегами­банкирами). Количество дефолтных сделок растет, поэтому и лизингодатели, и банки постоянно находятся в поиске путей реализации оказавшейся у них на руках техники.

«При этом лизинговым компаниям в этой ситуации легче, чем банкирам: они исторически ближе к потенциальным клиентам. Но каких­то явных связей между лизингодателями и банками на данной почве не возникает. Между собой они договариваются по разовым сделкам типа „У вас товар, у нас купец“», — рассказывает Роман Маланин.

Проверенным клиентам и лизинг, и кредит на изъятую технику дают охотно. Нередки и передачи лизингодателем техники от одного клиента другому (если у первого проблемы с выплатами).

«В таких случаях в лизинг может быть передано имущество с минимальным авансом или вообще без него и на длинный (по сегодняшним меркам) срок, так как фактически для приобретения данного имущества кредитные ресурсы уже были задействованы, — замечает Екатерина Тулина. — Но если ставить вопрос так: готовы ли лизинговые компании в качестве новой сделки (безотносительно изъятий) оформлять бывшую в употреблении технику в лизинг,  — то тут пока сложно говорить о тенденциях, так как спрос на лизинг вообще довольно скромный».

С другой стороны, если тенденции заключения сделок этого вида пока не столь отчетливы, то предложения со стороны лизинговых компаний уже есть. В частности, в Санкт-Петербурге «Прогресс­Нева Лизинг» недавно запустила программу по лизингу б/у техники из Европы. Автомобили с пробегом в лизинг предлагают компании, специализирующиеся в сегменте легкового автотранспорта (среди них «Европлан»). Ещё ряд лизинговых компаний («РМБ Лизинг», «Экспо Лизинг» и др.) хотя и не продвигают данный продукт, имеют соответствующие соглашения с дилерами, которые хотят реализовывать б/у технику из Европы и Америки, в том числе и с помощью лизинговых компаний.

Понятно, что данный вид лизинга возможен только с той техникой, которая относится к сложившемуся вторичному рынку. А как замечает заместитель директора по региональному развитию ГК «Балтийский лизинг» Евгений Колесов, «вторичный рынок сформирован по типовому имуществу, пользующемуся наибольшим спросом, такому как легковой автотранспорт и спецтехника». Рынок оборудования всегда был весьма специфическим, поэтому и вторичный рынок такой техники недостаточно развит. В то же время, можно видеть и формирование рынка техники, бывшей в употреблении, с учетом региональной специфики.

«Так, например, в регионах с высокой долей лесозаготовки (Архангельская область, республики Карелия, Коми) есть сформировавшиеся рынки лесозаготовительной техники. В Кузбассе большое предложение техники по складированию и транспортировке угля», — рассказывает Евгений Колесов.

Наконец, последнее яркое явление, также вызванное желанием или необходимостью помогать тем, у кого есть проблемы, — возвратный лизинг. То есть такой вариант, когда лизинговые компании покупают у кого-то технику и отдают её в лизинг.

Тенденция наметилась в начале года, де¬факто это первое кризисное предложение лизинговых компаний (см. публикацию в № 4 (62) «ЛПИ»). Но прошедшее время показало, что возвратный лизинг не случайное явление, новые сделки продолжают заключаться. В частности, «Балтийский лизинг», в начале года взявшийся за развитие этого направления, по словам начальника отдела лизинга оборудования этой компании Жанны Южаниной, «сокращать количество сделок возвратного лизинга пока не планирует. И пусть на рынке лизинга счет сделкам возвратного лизинга идет на десятки, не сотни (все­таки они всегда требуют отдельного внимательного анализа), мы явно видим развитие данной тенденции».

В надежде на лучшее

Но лизинговые компании, пусть и в ограниченном количестве, могут и хотят предложить не только старое оборудование. Есть и новая техника, которая ждет своего владельца (в широком смысле этого слова). И здесь взгляды участников рынка прикованы к производителям: в условиях сопровождающего экономический кризис спада покупательского спроса они не могут не становиться более сговорчивыми.

Впрочем, по мнению лизинго­дателей, здесь все же следует говорить о неких частных подвижках. «Явного массового снижения стоимости выпускаемой продукции пока незаметно», отмечает Дмитрий Горизонтов. — Хотя некое движение в данном направлении все же имеет место быть».

«Со слов лизингополучателей, которые обычно сами „торгуются“ с поставщиками по ценам, в последнее время легче получить скидки. А что касается оплаты, то в настоящее время поставщики готовы обсуждать различные варианты и схемы платежей, в ряде случаев (особенно если остро ощущается конкуренция) они предлагают отсрочку, что значительно удешевляет графики лизинговых платежей», — говорит Жанна Южанина. Отсрочки бывают разные, но, судя по спецпредложениям поставщиков оборудования, они могут доходить и до 50%, которые надо оплатить в течение года. Вместе с тем тенденция предоставления отсрочек (хотя, по замечаниям участников рынка, это скорее перспектива, нежели реальность) не может не интриговать. Она все же в значительной степени позволяет освободить лизингополучателя от лизинговых платежей в первый год договора лизинга. И тут, очевидно, многое зависит от того, насколько лизингодатель оптимистичен по отношению к экономическим трендам той или иной отрасли. Никто не станет отрицать, что в некоторых сегментах экономики (в некоторых регионах) до сих пор наблюдается недофинансирование.

Не менее интересен и другой сценарий заключения лизинговых платежей, также отодвигающий в отдаленное будущее основные выплаты лизингополучателя и отчасти компенсирующий стремительную деградацию условий договоров лизинга: так называемые лизинговые договоры с возможностью пролонгации. Как следует из названия, это договоры, заключенные на максимально возможный в современных условиях срок (три года) а, кроме того, предусматривающие распределение лизинговых платежей, при котором основные выплаты приходятся на конец срока, и содержащие оговорку: если лизингополучатель будет производить выплаты в соответствии с принятым графиком, то лизингодатель ближе к наступлению наиболее крупных выплат продлит договор лизинга ещё на несколько лет.

Лизинговые договоры с возможностью пролонгации пока довольно редкое явление на рынке, которое тем не менее, имеет место быть и постепенно распространяется.

Понятно, что такое решение ориентировано в первую очередь на весьма ограниченный круг потенциальных лизингополучателей — тех, кто имеет возможность выбирать лизинговую компанию или банк. Иными словами, это предложение для тех, кто выбирает лизинговую компанию, потому что предпочитает лизинг кредиту. Ведь сроки договоров лизинга — как раз то, что делает его более менее привлекательным по сравнению с кредитом. И логика тут проста: лизинг дает максимальную выгоду лизингополучателю, когда срок лизингового договора соответствует времени ускоренной амортизации предмета лизинга. Лизинговые договоры с возможностью пролонгации — единственный в сложившихся условиях способ сохранить максимальную привлекательность лизинга. Просто заключить договор на срок более трех лет лизинговая компания никак не может — банк его не профинансирует. Однако, как отмечают участники рынка, лизингодатель может добиться от банка получения кредита с основным обязательством погашения кредита в конце срока. То есть в рамках обозначенного срока (три года) лизинговая компания может варьировать поступление платежей от лизингополучателя, главное — чтобы вся сумма в конце была выплачена. Так что получается, лизинговая компания тут пытается объединить две почти противоположные вещи: с одной стороны, получить кредит на единственно возможных условиях, нивелирующих преимущества лизинга, с другой — эти преимущества все же сохранить, прописав в договоре возможность пролонгации. В итоге весьма смелое решение, поскольку тут лизингодатель не кому-то, а исключительно себе создает дополнительные трудности. Трудности, конечно, в перспективе, но тем не менее.

Вместе с тем и в данном аспекте развития лизинга нельзя не углядеть явную взаимосвязь с тем, как лизинго­датели решают проблемы со своими многочисленными должниками. По их рассказам, во II и III кварталах текущего года они постоянно занимаются реструктуризацией лизинговых платежей, отодвигая основные выплаты на конец срока лизинга. Лизинговые договоры с возможностью пролонгации — это та же реструктуризация, но для незаключенных договоров.

Продолжающийся кризис лизингового рынка — это, наверное, первое испытание лизингодателей, заставляющее их переосмыслить все то, что они делали ранее. Лизинговые компании никогда так не изучали рынки своих клиентов, как сегодня, и никогда так не изучали реальную ликвидность лизингового оборудования. Почти все новые решения, кризисные решения — воплощение нового опыта в той сфере, которая раньше лизинговым компаниям была почти незнакома, — сфере реализации изъятого имущества. Решения рождаются не просто из¬за снижения инвестиционной активности и желания банков кредитовать (хотя понятно, что данные явления не могут не оказывать серьезного влияния на рынок лизинга), а из-за необходимости разбираться со своими должниками или с изъятым у них имуществом (проблемы новой прежде всего по масштабу — лизинговые компании и раньше реализовывали имущество, но это были редкие случаи). Вместе с тем удачные решения в данной области могут легко перерасти (и в некоторых случаях перерастают) в предложения и продукты, которые имеют все шансы на развитие и в послекризисных условиях.

И все же не стоит забывать повторяемое специалистами из различных сфер экономики обещание, что в ближайшие пять-десять лет так хорошо, как было в 2006-м, 2007-м и первой половине 2008 года, уже точно не будет.

Алексей ЛЕОНТЬЕВ