Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

Woodex-2023: подъем переворотом

Импортозамещение ближе, чем вы думаете

Выставочная площадка МВЦ «Крокус Экспо» с 28 ноября по 1 декабря 2023 года принимала XVIII Международную выставку оборудования, материалов и комплектующих для деревообрабатывающей и мебельной промышленности Woodex. Биеннале отчетливо продемонстрировала, что рынок изменился не только количественно, но и качественно.

По оценке организаторов, мероприятие привлекло 8190 посетителей из 26 стран и 75 российских регионов. Участниками стали 210 компаний, 100 из которых отечественные. Экспозиция заняла 18 тыс. м2.

Однако сами по себе эти сухие цифры мало помогают оценить масштаб события. Чтобы понять динамику процесса, их нужно сравнить с другими. Приведем результаты двух предыдущих выставок, но необходимо учесть, что за последние четыре года возникло столько турбулентных зон, что прервались многие тенденции, изменились скрытые пружины событий и числовые показатели потеряли преемственность. Ведь так уж сложилось, что в 2019 и 2021 годах выставка проводилась накануне грандиозных форс-мажоров.

В 2019 году 364 компании из 27 стран мира заняли площадь экспозиции 22 тыс. м2, при этом организаторы насчитали 9197 посетителей. На тот момент лесопромышленная отрасль росла пусть и не рекордно, но стабильно. Компании постепенно расширяли производственные мощности, осваивали внутренний и внешний рынок. Участники выставки делали благоприятные прогнозы на будущее. Но через четыре месяца был объявлен локдаун…

К концу 2021 года лесопромышленный комплекс уже достаточно пришел в себя после пандемии коронавируса, чтобы организаторы рискнули провести выставку, пусть и с учетом новых обстоятельств. Площадь экспозиции сократилась до 18 тыс. м2, на ней разместили стенды 235 компаний. Всем участникам и посетителям нужно было носить маску, иметь QR-код (ссылка на документ о вакцинации или перенесенном заболевании Covid- 19) и пытаться соблюдать социальную дистанцию. Ожидаемо, посещаемость Woodex-2021 упала до 5781 человека, но это были исключительно мотивированные и активные люди. Жизнь стала входить в новую колею, но через три месяца началась СВО.

К 2023 году лесопромышленная отрасль снова встала на ноги после очередного кувырка. Количество посетителей выставки уже сопоставимо с 2019 годом, но изменились стратегии участников рынка и их рынки сбыта, принципы комплектования станочного парка и многое другое.

Попробуем оценить текущую ситуацию: какие иностранные производители представлены на российском рынке, как идут дела у отечественных поставщиков и каковы тенденции на рынке оборудования. Нельзя объять необъятное, поэтому примеры будут преимущественно из мебельной отрасли.

Европа и стремительный домкрат

Напомню, что в конце 2021 года у иностранных (как европейских, так и китайских) поставщиков оборудования все было хорошо. Спрос на станки рос настолько интенсивно, что производства перестали с ним справляться и компаниям приходилось увеличивать сроки поставки.

Возьмем компанию Homag. В 2021 году она вернулась на выставку после 4-летнего перерыва, но уже не с мебельным оборудованием, а с комплексными решениями индустриального уровня для деревообработки и деревянного домостроения. Российское представительство «Хомаг Руссланд» планировало масштабную экспансию на рынок, благо концерн может предложить все – от сушильных камер и четырехсторонних станков до линий сращивания и упаковки.

В это же время на мебельном направлении компания еле справлялась с яростным спросом на оборудование. Продажи росли по 40–50% год к году, сроки поставки достигли 12 месяцев, но клиентов это не отпугивало. Представительство в России активно набирало продавцов и расширяло службу сервиса. Но уже через полгода принципиальные немцы ушли из России и доброжелательно помахали ручкой «Хомаг Руссланд». Держитесь, мол, хорошего вам настроения!

Однако это пример радикального подхода. Большая часть поставщиков воздержались от громких заявлений и хлопанья дверьми. Кто-то превратился в «поставщика Шрёдингера»: оборудование возит, но не афиширует (по очевидным причинам, их нельзя называть). Некоторые (например, SCM) снизили маркетинговую активность, хотя продолжают спокойно поставлять станки. А иные (например, Felder) отдуваются за себя и за того парня.

На Woodex-2023 из «большой мебельной тройки» очно присутствовала только компания Biesse, SCM была представлена на стендах партнеров, а Homag на встречу ожидаемо не явился. Итальянские поставщики в целом оказались лояльнее немецких.

Западные компании остались на рынке, но представлены куда скромнее, чем раньше. Санкции бьют по ассортименту, по стоимости доставки, обслуживания и техподдержки. В результате отрасль стала относиться к европейцам более критично и искать альтернативные предложения. Возникший на рынке вакуум быстро заполнили китайские и турецкие компании.

Экспоненты из Китая заняли, по субъективной оценке, треть мест в экспозиции Woodex-2023. Азиатские заводы десантировали на выставку небольшие делегации, по 2–4 человека. Выстраивались целые ряды однотипных маленьких стендов: за столиками сидят доброжелательные представители предприятий, на стенах наглядная агитация, кое-где крутится видеодемонстрация. Но непривычному глазу трудно найти различия – картинки похожи, а иероглифические надписи трудно распознать.

Вообще, стал заметен языковой барьер, чтобы вести диалог, нужно сделать усилия. Большая часть плакатов и каталогов оказались на китайском, реже на английском. Раздаточных материалов на русском было исчезающе мало. Положение усугублялось тем, что не все улыбчивые продавцы знали иностранные языки, а переводчиков не хватало. Частично ситуацию спасали наглядные картинки в буклетах, видеозаписи на экранах и гугл-переводчик. Но разобрать технический вопрос на языке жестов и ломаном английском удавалось редко.

Похоже, пока не стоит ожидать, что отечественный рынок заполонит китайское оборудование. Приготовлений к активной экспансии с той стороны не наблюдается. Вероятно, целью китайских компаний было лишь продемонстрировать флаг и «настрелять» контактов. Этим можно объяснить и тотальное отсутствие прайсов, и стремление перевести общение в китайский мессенджер WeChat. Совсем небольшая часть предприятий, которые удалось опросить, планируют работать в России. В основном они ищут дилеров или просто клиентов. Такой себе «Али Экспресс» с производственным уклоном.

Турецких компаний было значительно меньше, но зато они гораздо лучше подготовились к переговорам. На стендах у них помогал либо переводчик, либо российский партнер, либо чистокровный турок, вполне сносно объясняющийся на русском языке.

Что касается российских компаний, то наши производители оборудования получили дополнительную мотивацию и постепенно раскачиваются на импортозамещение. Те, что ориентированы на лесопромышленников, уже разобрались с сортировкой бревен и теперь подбираются к сортировке пиломатериалов и деревообработке. Мебельщики осваивают выпуск оборудования профессионального уровня: различные фрезеры с ЧПУ, шлифовальные станки, окрасочное оборудование, аспирационное и т. п.

Молодые тигры внутреннего рынка

Компании из России тоже меняют стратегию. Но у небольших предприятий может быть сразу несколько направлений развития, и не всегда можно выделить главный вектор. Релевантнее будет смотреть на крупных поставщиков. У них гораздо больше управленческая инерция, но если уж они повернули руль, то явно хорошо перед этим подумали.

Солидные компании по-преж­нему могут возить европейское оборудование, но узкого ассортимента и с бóльшей наценкой. Поэтому они переориентируются на турецких и китайских поставщиков. И до сих пор ищут производителей, которые стабильно выпускают оборудование достойного качества и в нужных объемах. Но переговоры успешно продвигаются, об этом говорил, к примеру, «Интервесп». Зато сразу получили преимущество компании, которые уже работали с китайскими заводами. За прошедшее время они перетряхнули ассортиментную матрицу и уже вышли на рабочие режимы.

На Woodex-2023 крупные российские поставщики станков преимущественно «демонстрировали флаг». Как, например, «Ками», которая привычно заняла на выставке примерно 1500 м2 и показала плюс-минус ожидаемый ассортимент. Это такая IKEA на рынке станков – покупатель уверен, что сможет подобрать что-то для решения своих задач и даже примерно представляет, в каком диапазоне цен и производительности. У компании подобного типа нет задачи шокировать клиента, нововведения она запускает постепенно.

Прорывные технологии стали уделом партнерской компании Nanxing.ru, которая демонстрировала продвинутые автоматизированные решения. Чтобы оценить ход времени, стоит вспомнить, что в 2021 году Nanxing только-только обзавелся собственным офисом в России, а к Woodex-2023 по стране было уже четыре представительства и ходили слухи об открытии еще одного в Санкт-Петербурге.

Но еще заметнее эволюционировала компания Liga. Если на прошлой выставке компания заняла 570 м2 под 30 станков, то в 2023 году это уже были 4500 м2 (целый зал) и 80 доступных для тест-драйва машин, автоматических линий и роботизированных ячеек. Особое внимание уделялось автоматизации и проектированию производств.

Вниманию мебельщиков были представлены высокопроизводительный угловой пильный центр, 4-сторонняя кромкооблицовочная линия, лазерный кромкооблицовочный станок с оптически нулевым швом и сверлильно-присадочные центры, роботизированная ячейка Nesting, линии покраски и шлифования, мембранно-вакуумный пресс с избыточным давлением с массивной станиной.

Шагнула компания и в сторону промышленной деревообработки: на выставке были показаны четырехсторонние и многопильные станки, линии сращивания, ТВЧ-пресс для мебельных щитов, двухсторонние рейсмусы. Впервые на Woodex были представлены решения для производства дверей: линия для обработки дверных полотен и сборки сэндвича для прессования, гидравлические прессы и многое другое.

Роботы. недорого

В 2021 году компании можно было условно подразделить на те, что работают на европейском оборудовании, и те, которым на него не хватило. Китайские производители станков модернизировали заводы, расширяли ассортимент продукции, коптили трубами, но оставались в роли догоняющих. Сами западные поставщики снисходительно признавали успехи восточных коллег, но многозначительно намекали на туз в рукаве. А то и не один.

Перспективы цифровизации производства тогда уже обрисовывались довольно четко, но оставались уделом немногих. Пока азиатское ПО страдало «детскими болезнями», европейцы представляли мощные комплексы, управляющие оборудованием и предприятием. Правда, возведение «Фабрики 4.0» с нуля никто из российских компаний не потянул, уж слишком дорогостоящая инициатива. Поэтому предполагалось, что отрасль будет «цифровизироваться» постепенно и задорого. А самые продвинутые компании будут автоматически переходить на экспортную деятельность, потому что за рубеж продавать рентабельнее, чем на внутреннем рынке.

Набирала обороты автоматизация, то есть насыщение предприятий оборудованием с ЧПУ. Столкнувшись с проблемами во время локдауна, бизнес стал двигаться в сторону более сложных станков, которые могут заменить людей. Хотя тут тоже приходилось выбирать между Западом (дорого, но надежно) и Востоком (дешевле, но непредсказуемо).

В 2023 году отрасль считает, что на Европе свет клином не сошелся. Хваленая надежность не важна, когда перестают поставлять запчасти или отключают дистанционную поддержку. Неевропейское оборудование теперь рассматривают как полноценную альтернативу привычному западному. Возможно, от безысходности, но еще и потому, что и турецкие, и китайские, и российские поставщики подтянули функциональность станков, дизайн и техподдержку.

Большая часть представленного на выставке оборудования была оснащена ЧПУ. За прошедшее время отрасль оценила, насколько автоматизированные решения выгоднее ручного труда. К тому же в ЛПК отмечается дефицит кадров, и в ближайшие годы вряд ли что-то изменится.

Если на стенде демонстрируется форматно-раскроечный станок, то у него непременно будет сенсорный экран и минимум одна ось, управляемая ЧПУ. Станки с ручной перенастройкой сегодня востребованы индивидуальными производствами, которым не всегда нужна высокая производительность. Но предприятиям, работающим с потоком заказов, необходимо автоматизированное оборудование.

Похоже, у поставщиков статусных западных станков настали сложные времена. Мало кто сейчас готов переплачивать за бренд, традиции и сложности с запчастями, если для тех же задач можно приобрести китайский станок со схожим функционалом. Например, за топовый европейский форматно-раскроечный станок с ЧПУ просят около 3 млн руб., а за китайский пильный центр с ЧПУ среднего уровня – 5,5 млн руб. При этом производительность пильного центра в 2–4 раза выше, чем «форматки». Нужны какие-то дополнительные резоны, помимо экономики, чтобы выбрать «европейца».

Цифровизация уже не кажется далекой и нереальной, а превращается во вполне достижимую цель. Например, на максимально автоматизированные решения делает акцент компания Nanxing.ru, которая поставила на мебельную фабрику «Мария» линию полного цикла. Это полноценная «Индустрия 4.0», где на 2 тыс. м2 разместились четыре производственных участка: раскроя, кромления, сверления и присадки, сортировки. Автоматика ведет сквозной учет деталей по штрих-кодам, а для управления всем комплексом оборудования нужны всего четыре человека.

На выставке, конечно, показывали и отдельные решения, вроде линий сверления или нестингового раскроя.

Помимо этого, в отрасли сохраняется интерес к оборудованию для упаковки. Это связывают с ростом продаж через маркетплейсы – каждое изделие нужно упаковать надежно, быстро и по возможности дешево. Создается впечатление, что на этом оборудовании специализируются турки: ряд компаний показали рилевочно-резательные машины для производства картонных коробок и автоматические станки для намотки стрейча.

Woodex-2025

Woodex аккумулирует тенденции, которые формируются в лесопромышленной отрасли за два года, демонстрирует ситуацию здесь и сейчас. Ценность выставки еще и в том, что она служит точкой отсчета, с которой можно сравнить нынешнее положение дел.

Скорее всего, через два года мы увидим еще больше автоматизированных решений. На примере мебельной отрасли – рост автоматизации будет связан со снижением цены отдельного мебельного изделия в последние годы, поэтому предприятиям нужно наращивать объемы производства, желательно без пропорционального увеличения штата сотрудников.

Автоматические линии станут доступнее и гибче, особенно если интеграторы научатся объединять в одном проекте станки разных поставщиков. Соответственно, вырастет спрос на услуги по цифровизации производства, потому что своими силами собственники ее не вытянут. Тут важнее разбираться не в «железе», а в информационных технологиях.

Вообще, роль IT в ЛПК тоже возрастет. Появятся прикладные и доступные решения по контролю технологических процессов, складских запасов, действий персонала, состояния оборудования и т. д. Они будут состоять из простейших датчиков (или камер) и нейросетей.

Рынок труда уже меняется, на производствах отрасли нужны хорошо подготовленные кадры. Возможно, поставщики оборудования начнут активнее продвигать свои обучающие продукты, пока на слуху только центр Praktika.

Кроме того, вполне вероятно, что появится «универсальный мебельный поставщик», который сможет предложить оборудование с обучением персонала, инструмент (пилы, сверла, фрезы), расходные материалы (клей, кромку, ЛКМ) и даже плитные материалы и фурнитуру.

Следующая выставка запланирована на 2–5 декабря 2025 года. Есть надежда, что наконец появится недельная пауза после выставки «Мебель», чтобы участники и посетители могли собраться с силами. Тогда они активнее будут пользоваться возможностями, которые предоставляет Woodex: увидеть современное оборудование, найти новых поставщиков и клиентов и почерпнуть что-то полезное из деловой программы. 

Текст Роман Иванов