Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Эколайф

Состояние малонарушенных лесных территорий в России

В конце 2021 года были опубликованы обновленные мировые карты малонарушенных лесных территорий. По ним видно, что за два десятилетия (2000–2020) мир потерял почти 12% площади этих больших участков дикой природы, не затронутых интенсивной хозяйственной деятельностью.

Система сертификации FSC остается одним из немногих глобальных добровольных инструментов, которые на практике обеспечивают сохранение лесов высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ). Стандарты FSC довольно детально регламентируют сохранение и использование малонарушенных лесных территорий (МЛТ).

МЛТ и ответственное лесопользование

С 21 марта 2022 года держатели сертификатов лесоуправления FSC должны соблюдать все требования последней версии Национального стандарта FSC для Российской Федерации по управлению лесами (FSC-STD-RUS-02.1-2020 RU). Для МЛТ, включаемых в область действия сертификатов лесоуправления после 1 января 2022 года, стандарт запрещает выделять зоны для ведения хозяйственной деятельности, что, по существу, лишает смысла сертификацию новых МЛТ применительно к промышленной заготовке древесины. Исключения из этого правила предусмотрены стандартом, если лесозаготовители смогут согласовать его с заинтересованными сторонами. Пока условия такого согласования неясны и добиться его будет весьма непросто. В остальных МЛТ, кроме согласованных зон строгой охраны, доля которых может составлять от 30 до 80% в зависимости от варианта сохранения МЛТ, лесопользование разрешается. При варианте, когда компания ограничивается согласованием с заинтересованными сторонами границ участков строгой охраны, доля которых должна составлять не менее 80% площади МЛТ. Если компания также соглашается использовать в МЛТ только экологически щадящие технологии заготовки, то к зонам строгой охраны достаточно отнести 50% МЛТ. Ну а если прилагает реальные усилия для присвоения участкам строгой охраны официального охранного статуса (например, ООПТ, ОЗУ), их доля может быть снижена до 30%.

Анализ новых данных показал, что сокращение площади МЛТ в России даже больше, чем в среднем по миру: 15% с 2000 по 2020 год. В 2013–2000 годах потери составили 1,4 млн га в год; за последние семь лет темпы сокращения ускорились и составили 3,9 млн га в год. При сохранении текущих темпов потерь за пределами ООПТ МЛТ могут полностью исчезнуть уже через 50 лет. Указанные темпы описывают прямые потери МЛТ и рассчитаны без учета вновь выявленных МЛТ и дополнительных участков МЛТ, появившихся в обновленном покрытии в результате уточнения по данным космической съемки. Большая часть «новых» МЛТ и их дополнительных участков выявлены в удаленных районах Крайнего Севера: в Якутии, Красноярском крае, Ханты-Мансийском автономном округе. В Европейской России таких участков почти нет.

Основными причинами сокращения площади МЛТ в России стали катастрофические лесные пожары, заготовка древесины, а также связанная с ними фрагментация. В 2019–2020 годах по заказу FSC International были исследованы возможные экономические и социально-экологические последствия реализации требований FSC по сохранению МЛТ, в том числе с учетом требований нового российского стандарта. Анализ потерь МЛТ в 2018–2019 годах показал, что в Сибири (Республика Бурятия, Иркутская область, Красноярский край) наибольший урон МЛТ нанесли пожары, произошедшие на значительном (200–400 км) удалении от основных центров переработки древесины и большей частью не были связаны с ее заготовкой (рис. 1).

Рис. 1. Потери лесного покрова в МЛТ в 2018–2019 годах в субъектах Российской Федерации и удаленность пострадавших территорий от основных центров переработки древесины
Рис. 1. Потери лесного покрова в МЛТ в 2018–2019 годах в субъектах Российской Федерации и удаленность пострадавших территорий от основных центров переработки древесины

По результатам опроса семи держателей сертификатов FSC, в аренде у которых находились большие площади МЛТ, установлено, что экономические последствия сохранения МЛТ индивидуальные и зависят от обстоятельств. У держателей, в площади аренды которых доля МЛТ была заметной (свыше 15%), вклад заготовки в МЛТ в общий объем был примерно пропорционален этой доле. Но для нескольких компаний зависимость от заготовки в МЛТ оказалась очень сильной. Анализ влияния различных вариантов сохранения МЛТ согласно новому стандарту на будущие объемы заготовки (данные были доступны для шести опрошенных компаний) показал, что в краткосрочной перспективе (пять лет) при реализации наиболее вероятного на данный момент варианта с сохранением не менее 30% МЛТ сокращение потенциальных объемов заготовки не будет драматическим (не больше 20%, и половине опрошенных компаний не придется снижать объемы заготовки). В долгосрочной перспективе (40–60 лет) падение объемов заготовки будет заметнее и некоторые компании могут столкнуться с необходимостью сохранения значительной площади МЛТ.

Так, у них могут возникнуть проблемы с органами власти из-за невыполнения обязательств по договорам аренды, связанных с лесопожарными мероприятиями (например, с созданием минерализованных полос, противопожарных разрывов и т. п.) на МЛТ. Также может не хватить сырья для запуска приоритетных инвестиционных проектов, предполагающих создание лесоперерабатывающих производств под определенные объемы.

Сохранение МЛТ и вклад FSC

Точная площадь сохраняемых в России в настоящий момент МЛТ неизвестна. Государственные органы власти такого учета специально не ведут. Для ответа на эти вопросы с помощью геоинформационных технологий совмещены доступные векторные покрытия данных и проведены необходимые расчеты. На основе совмещения слоя МЛТ и информации об ООПТ разного уровня в состав ООПТ входит около 15% МЛТ или 36 млн га (рис. 2).

ООПТ с МЛТ, созданные при содействии FSC-сертифицированных компаний
ООПТ с МЛТ, созданные при содействии FSC-сертифицированных компаний

Заметная часть МЛТ входит в состав защитных лесов, ОЗУ, а также резервных лесов. Векторные слои таких участков на национальном уровне отсутствуют, но оценочно их доля в отдельных регионах некоторых компаний может быть от 10 до 20%. Анализ показал, что в лесах, сертифицированных по схеме FSC, расположено меньше 2% общей площади МЛТ (4,3 млн га). Несмотря на это, FSC вносит существенный вклад в сохранение МЛТ. Не менее 600 тыс. га наиболее ценных участков МЛТ в последние годы были включены в состав новых ООПТ в том числе благодаря значительным усилиям неправительственных природоохранных организаций и ответственного FSC-сертифицированного бизнеса. Среди них национальные парки «Онежское Поморье» (создан в 2013 году) и «Койгородский» (2019), Уфтюго-Илешский (2015) и Двинско-Пинежский заказники регионального значения (2018). FSC-сертифицированные компании также обязались сохранять буферные зоны ряда ООПТ федерального значения.

Минимальная оценка общей площади зон строгой охраны МЛТ в пределах FSC-сертифицированных лесов составляет 1,4 млн га. Прочие добровольные обязательства компаний (превышающие требования законодательства) по сохранению ЛВПЦ в пределах FSC-сертифицированных лесов можно оценить примерно в 1,5 млн га. Еще 0,5 млн га МЛТ добровольно сохраняются вне FSC-сертифицированных лесов, но компаниями, значительная часть которых либо являются держателями сертификата FSC, либо планируют ими стать.

Держатели сертификатов FSC некоторых регионов внесли самый большой вклад в добровольное сохранение лесов. Так, в Архангельской области в общей площади добровольно сохраняемых лесов доля МЛТ заметно выше долей других категорий ЛВПЦ (малонарушенных лесных массивов, редких экосистем), однако в ряде регионов (Иркутская область, Приморский край, Республика Карелия) ситуация обратная, и на МЛТ приходится меньше 50% площади.

Заключение

Результаты исследования демонстрируют, что для эффективного сохранения МЛТ в России нельзя полагаться только на развитие FSC. Государству следует и дальше развивать систему ООПТ для защиты наиболее ценных участков дикой природы, реанимировать идею «упрощенного» механизма сохранения МЛТ, например, в виде лесов национального наследия, создать механизм, позволяющий учитывать сохранение участков МЛТ в качестве вклада в предотвращение эмиссии углекислого газа, и научиться эффективно бороться с катастрофическими лесными пожарами.

Система сертификации FSC вносит важный вклад в сохранение в России лесов высокой природоохранной ценности, в том числе МЛТ. Она неоднократно помогала сохранить особо ценные МЛТ, становясь платформой для ведения конструктивных переговоров всех участников сертификации: лесного бизнеса, природоохранных организаций и органов власти в сфере лесных отношений. Этот аспект FSC обычно очень сильно недооценивается, хотя имеет решающее значение для успешного продвижения российской продукции лесопромышленного комплекса на экологически чувствительные рынки, а также для улучшения имиджа российского лесного хозяйства и лесопользования в целом.

Фактический запрет на ведение лесопользования в МЛТ, который с 2022 года может входить в сферу действия сертификатов лесоуправления FSC, и отсутствие прагматичной процедуры для оформления соответствующих исключений значительно сузят возможности FSC по демонстрации положительного воздействия сертификации, улучшения имиджа российского лесопромышленного комплекса и негативно скажутся на перспективах сохранения МЛТ в России.

Следует признать, что решение FSC International от 8 марта 2022 года о приостановке действия всех сертификатов FSC в России на неопределенный срок в связи с ситуацией в Украине создало дополнительную неопределенность перспектив сохранения МЛТ. 

Текст
Михаил Карпачевский, Национальная рабочая группа по добровольной лесной сертификации