Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Производство плит

Производство древесных плит и фанеры сократилось на треть

По оперативным данным Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России, в 2022 году объемы выпуска древесных плит уменьшились на 12%, фанеры – на 29%. Причинами такого спада стало снижение внутреннего спроса на плитную продукцию и резкое сокращение экспорта. Отрасли необходима господдержка, в противном случае негативные тренды будут лишь усиливаться.

По предварительным данным, объемы производства древесно-стружечных плит и OSB в 2022 году сократились по сравнению с 2021 годом на 10,5%, до 10,3 млн м3, древесноволокнистых плит и MDF – на 12,1%, до 649 млн м3. Резкий спад выпуска плитной продукции произошел в конце апреля 2022 года, когда закрытие основных экспортных направлений совпало со снижением спроса на древесные плиты на внутреннем рынке. Из-за этого уже в мае производители плит впервые за два года вынуждены были снизить цены на продукцию как для российского, так и для внешнего рынка.

«Почти двухгодичный, начавшийся в середине 2020 года, период роста цен производителей на ДСП закончился, с мая 2022 года в этом сегменте наблюдается снижение, – отметил генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов. – Максимальными стали апрельские показатели, когда кубометр ДСП продавался за 18,9 тыс. руб. Уже в июне за него просили 16,3 тыс. руб., что примерно соответствует показателю 2021 года. Во втором полугодии нисходящий тренд усилился. Такая же ситуация и с экспортными ценами на ДСП. Производители ДВП продержались дольше и начали снижать цены лишь в сентябре 2022 года».

В самом тяжелом положении оказались в 2022 году производители фанеры. В этом сегменте зафиксировано рекордное падение и объемов выпуска продукции, и экспорта, и цен. Производство фанеры упало на 28,8%, до 3,24 млн м3, в отдельные периоды снижение превышало 40%. «В ноябре 2022 года российские фанерные комбинаты достигли десятилетнего минимума объемов выпуска и вернулись на показатели 2010 года», – сообщил Тимур Иртуганов.

Фанерный сегмент деревопереработки продемонстрировал и самое резкое снижение цен. Такой тренд появился в конце апреля, а уже в июле отпускная стоимость 1 м3 фанеры упала на 71%, до 39,6 тыс. руб., и с тех пор не повышалась.

Самое сильное влияние на деревоперерабатывающую промышленность оказало закрытие экспорта в 2022 году. «Больше всего пострадали производители фанеры, которые в предыдущие годы продавали за рубеж почти 70% всей выпущенной продукции, теперь экспорт упал в два раза. Основными рынками сбыта для российских предприятий были страны Западной Европы и США, ставшие "недружественными". Быстро переориентировать на внутренний рынок или на Восток такие объемы не получилось прежде всего из-за сложностей с логистикой и грузоперевозками. Перспективные для фанерщиков рынки Турции и Индии до сих пор фактически закрыты заградительными ввозными пошлинами: в первом случае она составляет 27% (до осени 2022 года, после чего пошлина была еще повышена), во втором – около30%», – объяснил Тимур Иртуганов.

Положение отрасли усугубили проблемы портовой и железнодорожной инфраструктуры, транспортно-дорожной сети, а также несовершенство законодательства в сфере автомобильных грузоперевозок, которое серьезно осложняет логистику.

«В марте 2022 года государство заморозило ставки аренды лесных участков на уровне декабря 2021 года. Тогда это казалось хорошей поддержкой, в краткосрочной перспективе. Но уже к концу года стало очевидно, что этой меры недостаточно. Кроме того, отдельные структуры, например, территориальные подразделения Россельхознадзора, "на ровном месте" стали придумывать дополнительные обременения для бизнеса, к примеру, пересмотрев много лет не менявшиеся границы фитосанитарных зон. Как следствие, начался рост цен на лесозаготовку. Прекращение еще в 2021 году адресных мер поддержки предприятий-экспортеров больно ударило по тем, кто в 2022 году вынужденно искал новые направления экспорта, – рассказывает Тимур Иртуганов. – В тот момент, когда российские производители плит и фанеры больше всего нуждаются в деньгах, их лишают компенсаций за экспорт, поднимают, причем выше, чем изначально планировалось, цены на аренду делянок. Банки, вместо того чтобы помогать отрасли, со второго полугодия 2022 года стали оценивать компании ЛПК как рискованные активы и затягивать принятие решений по выдаче им кредитов и займов».

Если исходить из нынешних реалий, то в 2023 году производители плитной продукции и фанеры будут дальше снижать объемы выпуска. Ожидаемое падение в 2023 году в сегменте ДСП может составить 8% от уровня 2022 года, в сегментах ДВП и фанеры – 14%, и это автоматически отбросит отрасль на 15 лет назад, к показателям 2006–2007 годов. 

Текст АМДПР