Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Производство плит

Европа набивает цену российской березе?

ЕС продолжает антидемпинговое расследование, связанное с импортом фанеры из России. Это может привести к существенному повышению стоимости товаров, в производстве которых она используется.

Европейская комиссия заявила о продолжении антидемпинговых процедур в отношении российской березовой фанеры. Напомним, что расследование началось в октябре 2020 года на основании жалобы, поданной консорциумом европейских производителей березовой фанеры Woodstock Consortium от имени ряда европейских производителей фанеры (преимущественно из Польши, Латвии и Литвы). Сейчас ЕС ввел для российских компаний временные повышенные пошлины. Если они станут перманентными, цены на фанеру существенно вырастут, а на западных рынках возникнет дефицит сырья, прогнозируют эксперты.

Расследование призвано установить, является ли «исследуемая продукция из данной страны предметом демпинга и нанесен ли урон промышленности Европейского союза». Проверка охватит период с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года. С 14 июня 2021 года Еврокомиссия ввела предварительные антидемпинговые пошлины для ряда ведущих российских компаний. Экспортная пошлина на фанеру, ввозимую в ЕС, прежде составляла 7%, сейчас ее повысили до 15–16%. Итоги расследования должны объявить не позднее 11 декабря 2021 года, тогда и выяснится, сохранятся повышенные пошлины или вернут прежние.

В ходе предварительной экспертизы европейские чиновники пришли к выводу, что экспортеры фанеры из России занижали цены на свою продукцию. Так, средние цены с 2017 года до весны 2021 года снизились почти на 10% – с €646 до €584 за тонну.

Если допустить, что такая мера была призвана защитить внутренний рынок, то стоит отметить, что европейские производители березовой фанеры не располагают ни технической, ни сырьевой базой, чтобы удовлетворить потребности своего рынка. Об этом сообщил нашему изданию Борис Френкель, директор по взаимодействию с государственными органами компании «Свеза», крупнейшего в мире производителя фанеры (доля в Европе примерно 16%). «Российская фанера все равно будет поставляться в ЕС, – уверен эксперт. – Правда, теперь уже по более высоким ценам, что неизбежно приведет к повышению стоимости продукции наших клиентов и снижению ее конкурентоспособности на европейском и мировом рынке».

Россия – основной поставщик березовой фанеры в Европу. В 2019 году объем ее импорта превысил 1 млн м3, а доля российских поставок на европейском рынке выросла с 46% в 2017 году до 56% в 2020 году. «Свеза» в 2020 году снизила объемы продажи фанеры примерно на 5% по сравнению с 2019 годом – до 1,1 млн м3. Однако по итогам шести месяцев 2021 года продажи выросли на 5% – до 540 тыс. м3.

«Поскольку Россия покрывает основной спрос березовой фанеры на рынке ЕС, введение пошлин на постоянной основе неминуемо повлечет рост цен», – считает аналитик агентства WhatWood Елизавета Духовная.

Антидемпинговые пошлины ЕС могут привести к перераспределению поставок российской фанеры из Европы в Китай или США
Антидемпинговые пошлины ЕС могут привести к перераспределению поставок российской фанеры из Европы в Китай или США

С ней согласны и в ассоциации Birch Plywood Alliance, представляющей около 114 импортеров, дистрибьюторов и конечных потребителей березовой фанеры из 25 стран Европы. В письме, адресованном бюрократам в Брюсселе, эксперты Birch Plywood Alliance отмечают, что введение пошлин отрицательно повлияет на малый и средний бизнес, которые не смогут выдержать такой финансовый удар, тем более после пандемии. Это создаст непосильное бремя для потребителей березовой фанеры, что скажется на их рентабельности и конкурентоспособности.

Пандемия действительно пов­лияла на лесопромышленную отрасль, как и на многие другие сферы экономики. COVID-19 создал новые условия и обстоятельства в организации труда, компаниям потребовались незапланированные инвестиции в оснащение производства дополнительными защитными мерами. Менялись и цены: в прошлом году они снижались на фоне падения спроса, а в первой половине этого года стремительно отыгрывали назад и росли на повышенном спросе.

«Но никаких драматических и непоправимых последствий пандемии коронавируса в ЛПК не было, – полагает Борис Френкель. – На внешних рынках она повлияла на спрос так, что ограничительные меры, например, в Европе значительно сузили импорт иностранных товаров. Зато Азия, гораздо быстрее оправившись от неконтролируемого распространения эпидемии, смогла увеличить долю импорта товаров, в том числе и российской фанеры. Мы вовремя переориентировали поставки в этот регион и увеличили объемы продаж на азиатский рынок больше чем в два раза».

Как заверили в компании, «Свеза» продолжит поставлять продукцию на европейский рынок и намерена выполнять обязательства перед европейскими клиентами, уплачивая при этом пошлины. Не исключено, что вследствие повышения пошлин из Европы поставки частично переориентируют на американский или стремительно развивающийся азиатский рынок, а это может спровоцировать в европейских странах дефицит сырья.

«Последние несколько месяцев производители отмечают снижение спроса европейских импортеров, в связи с чем наблюдается перераспределение экспортных потоков на азиатский рынок и рынок США», – подтвердила Елизавета Духовная. – Критическая ситуация на энергетическом рынке Китая. Увеличение стоимости и принудительное уменьшение энергопотребления на китайских древесно-плитных комбинатах влияет на объем и цену продуктов производства. Все эти обстоятельства оказались позитивными для российских поставщиков фанеры, в том числе на азиатские рынки».

Отечественный рынок остается для производителей березовой фанеры одним из приоритетных, хотя объемы поставок ориентированы на запросы потребителей. По мнению Бориса Френкеля, решение Еврокомиссии не повлияет на цены внутри страны, потому что все зависит от спроса.

Российские компании, против которых направлены антидемпинговые меры, действуют в тесном контакте с органами госвласти, с тем чтобы добиться их содействия для снижения пошлин. Минэкономразвития, к примеру, намерено проанализировать меры на предмет возможного обжалования. «Мы считаем это решение политическим и будем продолжать работу с европейскими регуляторами по его отмене», – заявил Борис Френкель. Представитель «Свезы» не исключает, что компания будет оспаривать решение в судебных инстанциях. 

Текст Иван Якубов
Фото Группа «Свеза»