Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Транспорт и логистика

Морские плоты зарубежных стран

Начало цикла

Сплав древесины в США

Первая попытка отбуксировать бревна в виде плота по океану относится к 1792 году, когда из-за высокого фрахта за судовую перевозку решили соединить брусья деревянными нагелями и установить небольшой парус. Но плот попал в шторм и разбился. Морской сигарообразный плот сформировали в 1888 году в порту Сен-Джон (залив Фунди) и направили в Нью-Йорк. В океане из-за сильного шторма оборвался буксирный трос, по Гольфстриму плот без повреждений прибило к берегу Скандинавии. Через несколько суток дрейфа прибой разбил его о прибрежные скалы.

С 1899 года началась отправка плотов из залива системы Пюджет-Саунд в порты Сан-Франциско и Сан-Диего. Первые семь лет они не доходили до пунктов назначения. Затем стали буксировать вдоль западного побережья плоты системы Бенсона. Так, деревообделочная компания «Орегон Рафтинг Компани» за 21 год отправила в Сан-Франциско 56 плотов, только три потерпели аварии.

Также в плотах системы Бенсона древесину транспортировали с реки Колумбия через порт Сан-Франциско в порт Шанхай. Все плоты дошли без повреждений. Как пример, плот длиной 175 м прошел 1060 км от мыса Стелла на реке Колумбия до города Сан-Франциско за пять дней и шесть часов со средней скоростью 8,35 км/ч.

Устойчивость плотов системы Бенсона объясняется большой осадкой, большим количеством крепящих цепей, взаимным перекрытием стыков длинными бревнами и равномерным распределением бревен вдоль плота с учетом диаметра. Длина укладываемых в плот бревен 10–30 м. Максимальный размер плотов системы Бенсона: длина L 250 м, ширина В 16,5 м, высота Н 10,5 м. Средние соотношения: L/В = 15; В/Н = 1,5; L/Н = 24. Осадка 8,25 м.

Основой конструкции плота служит центральный лежень – цепь диаметром от 50 до 63 мм. От нее под углом 45° в горизонтальной плоскости к корме и носу плота протянуты вспомогательные цепи, соединяющие осевую с концевыми, диаметром 47,6 мм, расположенные через 3,65 м. Таким образом, каждое бревно охватывают минимум три цепи.

Натяжение цепей обеспечивается лебедкой. После соединения концов цепей замком дальнейшее натяжение их осуществляется при помощи талрепов, включенных в цепи. Погрузка таких плотов ведется при помощи особой разъемной колыбели, представляющей собой скелет деревянного судна, внутренние размеры которого точно соответствую размерам сооружаемого плота.

Для удобства погрузки колыбель одним бортом ошвартовывается около забитых в дно свай или при помощи особых обойм, закрепленных на стойках и охватывающих сваи, за счет чего может легко скользить в вертикальном направлении. По мере загрузки плота колыбель погружается в воду. Из-под плота ее извлекает кран, осуществляющий погрузку бревен. Технология морских плотов системы Бенсона применяется и сегодня.

Морской сплав лесоматериалов в Канаде

Канадские морские плоты отличаются устройством специального поддона из длинных бревен, перевязанных тросами восьмеркой, подобно хворостяному мату. На поддон накатываются несколько пачек бревен по длине, после чего концы тросов выводятся наверх и затягиваются.

Плоты имеют форму эллиптического цилиндра длиной до 100 м, шириной 20 м. Средний объем плота примерно 7 тыс. м3. Осадка 5 м. Плоты увязываются тросами диаметром 32 мм из расчета не менее двух на одно бревно по длине.

После Второй мировой войны лес с острова Ванкувер начали буксировать в сигарах с самозатягивающейся системой такелажа на носу и корме. Сигары были длиной 54 м и объемом от 2,3 до 3,5 тыс. м3. Бревна, образующие торцы сигары, укладывались комлем внутрь. Все бревна, находящиеся сверху, стыковались в середине сигары. Бревна сигары укладывались комлями в разные стороны на разъемный поддон длиной 52–54 м, состоящий из двух половин шириной по 12 м, которые соединялись тремя тросами диаметром 25 мм с откидными замками. Поддон был в 1,5 раза шире сигары.

Перед погрузкой две половины поддона соединялись и на них укладывали 12 обвязочных тросов диаметром 34 мм. Мостовые краны грузили бревна пачками, сначала в середину сигары, а затем к бортам.

При укладке бревен требовалось сохранять овальное сечение сигары. После погрузки концы обвязок выносили на сигару и затягивали с помощью мостовых кранов. Для удобства буксировки по сигаре прокладывались специальные тросы, которыми бревна сжимались на носу и корме.

Свободный конец кормового троса завершал блок, через который пропускался свободный конец носового троса, охватывающего блок и возвращающегося к носу сигары, где он пропускается через стопор, позволяющий перемещаться тросу вперед под действием силы тяги. Такое устройство давало возможность сжимать бревна в сигаре и одновременно предотвращать удлинение сигары из-за расползания бревен при буксировке.

После утяжки открывались откидные замки, соединяющие две половины постели, и она выдергивалась из-под сигары. Укладка в каждый ряд сигары по длине всего двух бревен позволяла применить оригинальный способ роспуска сигары в пункте прибытия. Посередине носовой и кормовой половин сигары накладывались вспомогательные тросовые обвязки, концы которых соединялись канатом, десять раз обвивающим полиспасты на концах тросов. После утяжки двух вспомогательных обвязок весь такелаж с сигары снимался, сигара подавалась в выгрузочный бассейн и причаливалась к бону вспомогательными обвязками. Канат на участке длиной 12 см пропитывался горючей жидкостью и поджигался. Пеньковые вставки сгорали, и бревна расплывались по бассейну. Рабочие заблаговременно уходили с сигары.

С острова Ванкувер через проливы и с побережья залива Королевы Шарлотты на материк лес транспортировали в пучковых плотах. Такие плоты состояли из нескольких (до 12) лент пучков, в каждой было до 18 пучков длиной по 6,1 м и объемом до 30,7 м3. Объем пучкового плота составлял 4,7 тыс. м3.

Каждый пучок обвязывался двумя тросовыми обвязками диаметром 31 мм; поперечное сечение пучка представляло собой круг. По каждой ленте пучка прокладывался стальной трос диаметром 37 мм. В поперечном направлении каждый ряд пучков крепился одним тросом диаметром 34 мм, проходящим по линии первых пучковых обвязок, считая от носа плота. Все тросы скреплялись друг с другом специальными кулачковыми (эксцентриковыми) зажимами системы Мейгана. Носовые концы всех лежней заделывались за головные поперечные бревна диаметром больше 50 см. За эти же бревна закреплялись три ветви буксирного троса: одна в середине и две по концам.

Фирма «Халлин» формировала морские плоты длиной 240 м и шириной 24 м, состоящие из 7–8 лент пучков по ширине и 16 пучков в каждой ленте. Длина пучка была 13–15 м, ширина – 3 м, отношение поперечных осей пучка составляло от 1,1 до 1,3. Осадка 1,83 м. Каждый пучок обвязывали двумя тросами диаметром 31 мм. Семь пучков укладывали в поперечный ряд и скрепляли двумя перетягами из троса диаметром 37 мм, проложенными по линии пучковых обвязок. В продольном направлении плот скреплялся тремя лежнями. Бортовые лежни подвешивались к поперечным перетягам между бортовой и соседней с ней линейкой. Третий лежень подвешивался к перетягам между средними линейками плота. К концам лежней крепились буксирные тросы. Все тросы соединялись между собой обычными хомутовыми сжимами.

Все описанные типы морских плотов буксировались со скоростью 3 км/ч от устья реки Скина до города Ванкувер и проходили до 1000 км, находясь в пути до 14 суток.

Морской сплав леса

в скандинавских странах В Швеции плоты буксировали по морю от устья реки Пите до города Норчёпинг и от города Хапаранда до пролива Калмар. Максимальная дальность составляла примерно 1000 км. Также плоты транспортировали между портами Финляндии и Швеции, от Торнио до Стокгольма. Известны отдельные случаи буксировки толстомерной древесины 150-летних деревьев из Норвегии в Голландию и Бельгию по маршруту протяженностью больше 1100 км.

Для морской транспортировки круглого леса на севере Швеции используют два типа плотов: сигарообразные и бочкообразные.

Параметры сигарного плота: ширина 6–15 м, объем до 8,5 тыс. м3, осадка 3,6–7 м. Крепление плота обеспечивали продольные и поперечные цепные лежни, охватывавшие всю его поверхность.

Длина бочкообразного плота 20 м, ширина 6 м, а осадка от 2 до 3 м. Сооружался такой плот в колыбели, подобной американской, но меньшего размера: длиной 18,2 м, шириной в средней части 6,6 м, на концах 6,2 м.

Бревна укладываются в колыбель в продольном направлении с перекрытием стыков. Плот охватывается в вертикальных плоскостях цепями диаметром 16 мм, а каждое бревно закрепляется не менее чем в двух точках. Прочность такого плота достигается за счет большой осадки, небольшого отношения ширины к высоте и укладки длинных бревен – до 12–15 м.

Из Финляндии в Швецию также буксируют бочкообразные плоты длиной до 30 м, шириной до 16 м, высотой 10 м, объем которых достигает 1,5 тыс. м3, а осадка до 7 м.

Использование морских плотов в странах Дальнего Востока

На Дальнем Востоке буксировка морских плотов осуществлялась в Китае и с Южного Сахалина в Японию.

Японские лесопромышленные компании для транспортировки леса не дальше 80 км использовали технологию переплетающихся плотов. Эти плоты формируются натаскиванием бревен каждого последующего ряда на 2/3 длины предыдущего.

Передний ряд плота выполняется в форме треугольника, бревна кладутся вершинами вперед. В каждом ряду бревна прикрепляются штырями к поперечным тросам, проложенным в 0,5 м от торцов. После погрузки плота все тросы соединяются наверху и крепятся штырями к бортовым бревнам.

У другой модели плота – створчатой нос выполнен в форме треугольника, а днищем служат горизонтальные поперечные ряды, обнесенные по периметру плота однобревенным оплотником, соединенным с бревнами ряда проволокой. Вдоль плота прокладываются три лежня: один нижний, средний, и два бортовых. Каждый ряд скрепляется двумя поперечными тросами, проложенными по верху бревен в 0,5 м от концов. На бревна носового ряда укладываются три дополнительных троса. Каждое бревно прикрепляется к тросу штырями. В местах пересечения бортовых лежней с первой поперечной обвязкой ряда забиваются скрепляющие их четыре штыря. На днище накатываются бревна с продергом на 1/3 и 2/3 длины и укладываются посередине.

Борта плота не загружаются, а поднимаются, как створки, и закрывают плот. Обвязки плота соединяются наверху. Верхние бревна штырями не скрепляются. Длина створчатых плотов 78 м. Их буксировали на расстояние до 170 км.

Позднее створчатые плоты заменили плотами в тросовой сетке, изготовленной из тонкого стального троса и заменяющей поперечные обвязки. Ячейки сетки образуются путем соединения тросов сжимами. Сетка охватывает всю поверхность плота и затягивается наверху и в середине специальным тросом, пропущенным через блоки.

В плане такой плот имеет форму бочки с широким основанием, а его поперечное сечение представляет собой счаленные по внутренним бортам две полусигары с общий накатом из бревен сверху. Продольными связями служат три линии оплотника: одна посередине и две по бортам. По бортовым линиям проложены стальные тросы, к которым крепятся растяжки, идущие к буксиру. Для сохранения формы поперечного сечения плота все три линии соединены поперечными счалами. Объем таких плотов зависел от места сборки и варьировал от 800 до 5 тыс. м3. При формировании плота в тросовой сетке в устьях рек сначала составляли две полусигары, образующие его нижнюю половину. Во время прилива полуплот выводили на открытый рейд или в ближайший порт, где догружали.

Несмотря на большой расход такелажа и сложность изготовления сетки, плоты такого типа оказались непригодными для транспортировки на дальние расстояния по открытым водным трассам.

С рейдов морской сплотки в устье Амура в порты Японии приходят проходящие до 1700 км морские плоты конструкции ЦНИИ лесосплава, показавшие высокие мореходные качества.

Расчеты специалистов подтвердили преимущество морских сигар для доставки древесины: затраты на перевозку 60 тыс. м3 леса из порта Дальнего в Шанхай оказались на 3 млн юаней меньше, чем при использовании железнодорожного и морского транспорта.