Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Персона

Татьяна Гигель: «Наши леса обладают огромным потенциалом, и он не сводится только к заготовке древесины»

В прошлом году исполнилось десять лет Лесному кодексу – основополагающему нормативному акту в сфере лесного законодательства РФ. В течение всего этого периода документ дорабатывался и совершенствовался для более точного соответствия реалиям изменяющейся экономической ситуации в стране.

Татьяна Гигель

О том, как идет работа над нормативными актами в Совете Федерации и что не устраивает сенаторов в проекте Стратегии развития лесного комплекса РФ на период до 2030 года, корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» рассказала член Совета Федерации ФС РФ, председатель Экспертно-консультативного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Гигель.

– Татьяна Анатольевна, как в Совете Федерации оценивают значимость Лесного кодекса? Продолжится ли совместная работа Совфеда и Госдумы над совершенствованием этого документа?

– Лесной кодекс РФ – это документ, в котором заложены главные принципы, важнейшие подходы к формированию основ рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации. Но за десятилетний период в него внесено более 40 поправок, и следует сказать, что это далеко не только технические поправки. Кодекс дополнили новыми главами, группами статей, которые системно, на законодательном уровне определяют главные направления развития лесного хозяйства.

Участники парламентских слушаний в Государственной думе, приуроченных к 10-летию принятия Лесного кодекса, единодушно признали, что он стал действенным инструментом эффективного использования лесных ресурсов, но при этом обозначили ряд не до конца решенных вопросов в сфере лесных отношений. Они касаются сохранения федеральной собственности на земли лесного фонда, распределения полномочий между органами государственной и муниципальной власти, оптимизации контрольно-надзорных функций, охраны лесов, их воспроизводства, а также они связаны с повышением открытости отрасли. И мы уже начали рассмотрение внесенных на рассмотрение обеих палат парламента законопроектов, то есть совместная системная работа Министерства природных ресурсов и экологии, Совета Федерации, Государственной думы по дальнейшему совершенствованию Лесного кодекса продолжается.

– Какие нормативные акты последнего времени в сфере лесного хозяйства вы бы отметили как наиболее значимые?

– 9 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков». Основные изменения связаны с порядком проведения аукционов. Установлен новый порядок проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Так, предусмотрена возможность их проведения в форме не только открытых аукционов, но и открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины, необходимой для производства продукции глубокой переработки. Закон важный, давно ожидаемый.

Еще один значимый для лесного хозяйства нормативно-правовой акт – это «Методика распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ». (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 838, последние изменения в документ внесены 27 мая 2017 года. – Прим. ред.)

Проблемы, связанные с расчетом объемов субвенций, постоянно поднимаются в Совете Федерации в том или ином контексте. Так, 20 апреля текущего года наш комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Экспертно-консультативным советом по лесному комплексу при комитете провел совещание по этому вопросу. В совещании участвовали представители Минприроды, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, руководство Рослесхоза, представители более 20 регионов России, научных и общественных кругов.

Основная цель совещания – выявление недостатков методики и поиск путей их устранения. Замечаний по этому документу поступило много, для каждого региона они носят специфический характер. Но участники совещания были единодушны в том, что главной проблемой лесного хозяйства по-прежнему остается недостаточный объем финансирования тех полномочий, которые переданы регионам (несмотря на то, что в 2018 году на фоне сокращения общего финансирования отраслей экономики, выделение субвенций на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений по сравнению с 2017 г. увеличилось на 4,1 млрд руб.). В числе других обозначенных «болевых точек» – ежегодная кредиторская задолженность, недостаточная для полноценного выполнения обязанностей, численность лесной охраны, отсутствие синхронизации показателей федеральных и региональных программ. Отмечалось также, что параметры, используемые в методике, недостаточно полно отражают весь спектр факторов, влияющих на развитие лесного хозяйства. Необходим индивидуальный подход к каждому региону. По общему мнению участников совещания, на федеральном уровне нужно определить нормативы затрат на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов. Был высказан и ряд других замечаний, которые следует учесть при внесении изменений в методику.

– Правительство РФ готовит Стратегию развития лесного комплекса РФ на период до 2030 года. Это не законодательный акт; участвуют ли сенаторы в его обсуждении?

– Начиная с 2017 года и по сей день над этим документом работает Экспертно-консультативный совет при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике, председателем которого я являюсь. Эксперты ЭКС и я лично неоднократно были непосредственными участниками обсуждения этого документа на различных этапах. Мы высказывали замечания, которые носят принципиальный и конкретный характер. Опираясь на мнение профессионального сообщества, ведущих ученых отрасли, при поддержке исполнительной и законодательной власти 60 субъектов РФ, были выработаны рекомендации по составу и содержанию разделов предлагаемого проекта Стратегии. Этот документ уже направлен министру промышленности и торговли РФ.

Наши предложения касаются вопросов состояния развития отечественного лесного машиностроения, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, индустриального и технологического обновления деревянного домостроения. После длительных переговоров с учетом наших рекомендаций были внесены поправки в базовые разделы Стратегии, касающиеся лесного хозяйства, лесопромышленного производства, отечественного машиностроения и научной деятельности.

Тем не менее, последний вариант текста Стратегии, направленный в Минпромторг РФ, нас не удовлетворяет. Поэтому мы продолжаем работать над ее проектом. Вновь готовим ряд конкретных замечаний и предложений, которые также будут рассмотрены и утверждены нашим комитетом и направлены министру торговли РФ.

– Когда речь заходит об ЛПК, говорят чаще всего о заготовке и переработке древесины. Но ведь это только часть направлений хозяйственной деятельности в этой сфере. Каково ваше отношение, например, к проблеме использования дикоросов?

– Наши леса обладают огромным потенциалом, который не сводится только к заготовке древесины. Большим спросом пользуются недревесные ресурсы – и не только внутри страны, но и за ее пределами. Мы обладаем богатейшими запасами пищевых природных ресурсов: ягод, грибов, орехов. Спрос на них постоянно растет, а мы можем удовлетворить этот спрос. По официальным данным, эксплуатационные запасы только самых распространенных дикоросов составляют 7,4 млн т, а биологические запасы – 13,4 млн т. Эти дары природы имеют большое социальное и экономическое значение не только как ценный пищевой ресурс, но и как существенный источник доходов сельского населения.

Однако, несмотря на значительные запасы возобновляемых природных ресурсов, у отрасли переработки дикоросов в России низкие темпы развития. Хочу заметить, что Совет Федерации стал первой площадкой, где эта проблема была поднята на таком высоком государственном уровне. В октябре 2017 года в Совете Федерации мы проводили круглый стол на тему: «Правовое регулирование в сфере заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов (дикоросов): проблемы и пути их решения». Тема эта вызвала огромный интерес у членов Совфеда, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации, научно-экспертного сообщества, бизнеса и общественных организаций. Участники круглого стола единодушно отметили, что главными причинами, препятствующими развитию отрасли, являются отсутствие полной ресурсной оценки запасов (ресурсного потенциала) дикоросов и специализированных заготовительных пунктов, что в свою очередь связано с недостаточным развитием лесной инфраструктуры и труднодоступностью удаленных лесных участков. Отмечались также слабое развитие кооперации, недостаточное стимулирование заготовителей, дефицит квалифицированных специалистов, что в свою очередь связано с отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, противоречиями в лесном и налоговом законодательствах.

В то же время, есть положительные примеры регионов, которым, несмотря на указанные проблемы, удалось создать эффективную систему заготовки, переработки и сбыта дикоросов, возродить и широко развить потребительскую кооперацию, организовать ярмарочную торговлю. Словом, есть с кого брать пример.

Мне особенно приятно подчеркнуть, что сегодня проблемы дикоросов широко обсуждаются повсеместно. И эта тема становится одной из ведущих в работе профессиональных форумов. Думаю, что настало время объединить общие усилия всех ветвей власти, профессионального, экспертного и бизнес сообщества в работе над созданием соответствующей нормативно-правовой базы, необходимых условий для развития этой отрасли.

– В сфере ЛПК сегодня немало проблем: несовершенство законодательства, истощение сырьевой базы в регионах, традиционно считающихся «лесными», транспортная доступность лесов. И все же, как вы в целом оцениваете будущее российского ЛПК?

– Действительно, приходится констатировать, что за последние четверть века лесопромышленный комплекс существенно утратил свои позиции в экономике страны. Горят леса, в недостаточном объеме проводятся работы по лесоустройству, не строятся лесохозяйственные дороги, численность работников лесной охраны сведена к минимуму. Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП страны сократился в 3,5 раза. Почти у всех отраслей ЛПК низкая рентабельность. Реализация Стратегии развития комплекса на период до 2020 года не дала ожидаемого результата, и это еще очень мягко сказано. Поэтому сегодня все внимание профессионального сообщества приковано к разработке Стратегии развития лесного комплекса страны на период до 2030 года. И тем не менее, на мой взгляд, лесное хозяйство способно восстановиться, и даже в довольно короткие сроки. – Какие проблемы, по вашему мнению, требуют решения в первую очередь?

– Прежде всего необходимы четкая координация и планирование всей хозяйственной деятельности в сфере ЛПК, строительство лесохозяйственных дорог, активное развитие транспортной и производственной инфраструктуры. Мы должны возрождать отраслевую науку, отечественное лесное машиностроение, заниматься работами по лесоустройству. Государство вправе рассчитывать на максимальный доход от лесных ресурсов, переданных бизнесу.

– Что вы думаете о перспективах деревянного домостроения в РФ? Как можно поддержать это направление законодательно?

– Полагаю, что это очень перспективное направление развития отечественной стройиндустрии. У деревянного домостроения в России давние и глубокие традиции. В последние годы оно, можно сказать, обретает «второе дыхание», хотя доля деревянных домов в общем объеме введенного жилья пока невелика.

В последнее время деревянному домостроению уделяется большое внимание со стороны президента, правительства РФ, Совета Федерации. Проблемы развития деревянного домостроения в увязке с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» трижды в течение последних двух лет обсуждались в Совете Федерации. Подготовленные предложения по всем ключевым вопросам развития сельских территорий и деревянного домостроения направлены в Правительство РФ, заинтересованные министерства и ведомства, в регионы. Приятно отметить, что многие из наших предложений учтены при выработке мер по поддержке деревянного домостроения. На каждом совещании по деревянному домостроению поднимался вопрос о необходимости льготного кредитования. С большим удовлетворением хочу подчеркнуть, что 19 марта текущего года премьер-министр России утвердил на 2018 год порядок предоставления субсидий под кредиты на покупку деревянных домов заводского изготовления у производителей. Ожидается, что субсидии послужат стимулированию роста спроса и увеличению объемов производства деревянных домов заводского изготовления.

Я считаю, что развитие деревянного домостроения должно стать одним из локомотивов развития лесопромышленного комплекса. Очень важно обеспечить развитие лесной промышленности и лесного машиностроения путем реализации мер, направленных на решение общесистемных задач всей отрасли. В свою очередь развитие деревянного домостроения позволит нам задействовать богатейшие лесные ресурсы страны, обеспечить мультипликативный экономический эффект, который достигается за счет многократного увеличения объема средств, привлекаемых в сопутствующие деревянному домостроению отрасли экономики: это и производство строительных материалов, и энергетика, и транспорт, а также ЖКХ, изготовление потребительских товаров.

– Довелось слышать, как один из руководителей Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России назвал вас «нашим голосом в Совете Федерации». Как строится взаимодействие с отраслевыми союзами?

– Совет Федерации, Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию СФ, Экспертно-консультативный совет по лесопромышленному комплексу работают в тесном сотрудничестве с руководителями законодательной и исполнительной власти практически всех регионов РФ, профессиональным и научным сообществом страны. Мы наладили с АМДПР самый тесный контакт. Многие из директоров предприятий ассоциации входят в состав ЭКС. Олег Николаевич Нумеров является первым заместителем председателя этого совета. Мы не понаслышке знакомы с деятельностью предприятий, неоднократно выезжаем на производства, проводим непосредственно на местах рабочие совещания и выездные заседания комитета СФ и ЭКС.

В ходе этих встреч всегда обсуждаются профессиональные проблемы, решаются насущные вопросы, возникают интересные предложения. Мнения профессионалов-практиков всегда очень ценны для нас и учитываются при выработке рекомендаций и решений по итогам наших совещаний. Они направляются в правительство РФ, отраслевые министерства, соответствующие структуры, что дает конкретные результаты и учитывается при выработке необходимых мер и решений. Совет Федерации – палата регионов. Мы всегда открыты для непосредственного общения с отраслевыми союзами. Не сомневаюсь, что дальнейшая наша совместная работа даст ощутимые результаты.

– Татьяна Анатольевна, до того, как стать сенатором, вы много лет проработали в сфере ЛПК, возглавляли Чойское лесное хозяйство. Сейчас удается находить время на то, чтобы следить за происходящим в Алтайском крае?

– Что касается своего региона – Республики Алтай, то, конечно же, на все происходящие в ее лесохозяйственном комплексе события я обращаю самое пристальное внимание и искренне радуюсь, когда удается реально в чем-то помочь своим прежним коллегам.

Мария Алексеева