Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Информацию о лесном пожаре – через смартфон

В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВНЕДРЯЮТ ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ОГНЕМ В ЛЕСУ

Кировская область продолжает готовиться к пожароопасному сезону. Ежегодно в конце лета правительство региона подводит итоги работы по защите лесов от огня, определяет приоритетные направления на будущее, и работа по подготовке к следующему сезону начинается сразу после окончания предыдущего. Однако некоторые проблемы лесной отрасли, как выясняется, носят системный характер и принципиально не могут быть решены на региональном уровне. Одна из них – недостатки системы финансирования лесной отрасли.

Напомним, что в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. К таким полномочиям относятся, например, разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов и сдача лесных участков в аренду. Средства на эти цели регионы получают из федерального бюджета в виде субвенций. В рамках того же межбюджетного трансферта финансируются расходы на выполнение мер пожарной безопасности и на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. По данным открытых источников, размер субвенции для Кировской области в 2017 году был определен в размере 331087,8 тыс. руб. Согласно закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в 2018 году объем субвенции снижен на 6% и составит 309651,9 тыс. руб.

Как пояснили корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» в министерстве лесного хозяйства Кировской области, существующая система распределенного финансирования никак не соответствует тем усилиям, которые регион должен и мог бы прикладывать для осуществления своих полномочий в сфере лесоуправления. С одной стороны, недостаток размера федеральных платежей обуславливает снижение качества ухода за лесом, с другой стороны, ни один субъект РФ не может повлиять на величину суммы, выделяемой на указанные цели, и следовательно, на объем и качество необходимых работ. Изменить эту ситуацию можно только путем внесения поправок в действующее лесное законодательство.

«Считаем необходимым включить в методику расчета субвенций коэффициент, определяющий размер субвенций в зависимости от величины доходов от использования лесов, что позволит стимулировать деятельность субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, – поясняет министр лесного хозяйства Кировской области Сергей Салин. – Кроме того, необходимо выполнять расчет расходов на обеспечение деятельности лесничеств (лесопарков) с учетом нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)».

Прошлый год для российских регионов был весьма удачным с точки зрения числа лесных пожаров. Конечно, во многом помогла погода, дождливое лето сильно снизило опасность возгораний. Однако нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что в предыдущие годы власти на местах серьезно занимались профилактикой лесных пожаров. В Кировской области дистанционный мониторинг пожарной опасности в лесах в круглосуточном режиме вот уже несколько лет осуществляет КОГСАУ «Лесоохрана» с использованием информационной системы дистанционного мониторинга лесов «ИСДМ – Рослесхоз», позволяющей вести прием и учет сообщений о лесных пожарах.

«Патрулирование территории лесного фонда осуществлялось по 1895 утвержденным маршрутам наземного патрулирования общей протяженностью более 58 тыс. км и пяти авиационным маршрутам общей протяженностью 2,5 тыс. км. До начала пожароопасного сезона маршруты наземного патрулирования были актуализированы с учетом состояния лесных участков, наиболее опасных в пожарном отношении. В целях осуществления авиационного мониторинга пожарной ситуации в лесах региона в рамках выделенного финансирования КОГСАУ “Лесоохрана” были заключены государственные контракты на аренду воздушных судов (трех самолетов Ан-2, одного легкомоторного самолета и одного вертолета Ми-2)».

В борьбе с лесными пожарами все более широкое применение находят современные технологии. В преддверии пожароопасного сезона 2017 года на сайте министерства лесного хозяйства Кировской области обнародована интерактивная карта «ГИС – Лес». Любой гражданин может через бесплатное мобильное приложение поместить на этой страничке информацию о загорании в лесном фонде Кировской области. Работа региональной диспетчерской службы и сообщения на «ГИС – Лес» помогли не допустить распространения природных пожаров на сопредельные участки лесного фонда в десяти случаях. В пожароопасном сезоне 2018 года практика использования интерактивной карты будет продолжена.

«Инструкция по установке и использованию приложения “АРМ лесничий” и рекомендации по пользованию функцией “Общественный лесной контроль” по системе “ГИС – Лес” опубликованы на сайте министерства, также эту информацию можно узнать по единому федеральному номеру в сфере лесных отношений 8-800-100-9400 или по телефону (8332) 64-34-28», – отметил специалист ведомства.

Все предпринятые меры дали заметный положительный эффект, но работу необходимо продолжать. В то же время, финансирование некоторых направлений противопожарной деятельности оставляет желать лучшего.

«Износ лесопожарной техники, приобретенной в 2014 году в рамках реализации государственной программы “Охрана лесов от пожаров”, в настоящее время 68%, – сообщили в региональном профильном министерстве. – В 2015–2017 годах субсидии из федерального бюджета на приобретение техники в рамках указанной государственной программы не выделялись. Приобретение эту технику за счет собственных средств учреждения в настоящее время невозможно. Оснащение лесопожарных формирований необходимым пожарным оборудованием и техникой станет возможным только после возобновления реализации государственной программы. Недостаток финансирования осложняет также работу лесных инспекторов – они в недостаточной степени обеспечены техническими средствами и транспортом».

Надо отметить, что власти Кировской области ведут системную работу по предотвращению незаконных рубок и охране лесов от нарушений лесного законодательства. Так, в регионе действует совместный приказ нескольких ведомств «О порядке взаимодействия органов прокуратуры Кировской области, УМВД России по Кировской области, министерства лесного хозяйства Кировской области при выявлении, рассмотрении сообщений и расследовании уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений». Согласно официальным данным, по состоянию на 01.01.2018 года проведено более 32 тыс. проверок, рейдов, осмотров и патрулирований территории земель лесного фонда Кировской области, сообщили в министерстве. В ходе этих мероприятий было выявлено 6165 нарушений лесного законодательства. С начала года выявлено 312 случаев незаконных рубок лесных насаждений. Объем незаконно заготовленной древесины составил 17,09 тыс. м3, ущерб от незаконной рубки за 2017 год составил 113,2 млн руб.

«Все материалы о выявленных нарушениях направлены в правоохранительные органы для установления и привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством, – сообщил Сергей Салин. – По результатам проведенных проверок и расследований по 159 случаям нарушений лесного законодательства виновные лица установлены. Возбуждено 205 уголовных дел (по ст. 260 УК РФ). В 2017 году в бюджеты Российской Федерации поступило 63 млн руб. в счет возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушений лесного законодательства».

Комментарий

Максим КОЧЕТКОВ, заместитель председателя правительства Кировской области:

– В первую очередь нужно отметить правотворческую деятельность правительства области. За короткий промежуток времени мы приняли целый ряд фундаментальных законов, благодаря чему была усилена контрольно-надзорная деятельность за оборотом древесины и повышен экономический эффект от деятельности ЛПК. Кроме того, в 2018 году утверждены концепции развития деревянного домостроения и лесного машиностроения, на завершающем этапе находится согласование концепции интенсивного лесопользования и воспроизводства лесов; проводится работа по внедрению механизма реализации региональных специальных инвестиционных контрактов, включая установление налоговых преференций, соответствующий законопроект в конце марта будет вынесен на заседание областного законодательного собрания.

Подготовила Мария АЛЕКСЕЕВА
при содействии Министерства лесного хозяйства Кировской области

Другие статьи рубрики Регион номера: Кировская область

Новая концепция позволит повысить эффективность ЛПК
Пора навести порядок в лесу
Инвестпроекты ЛПК Кировской области: к всеобщей выгоде
Фанера для танкеров
Список предприятий ЛПК Кировской области

Кировская область – регион сбалансированной экономики
Пора клонировать леса
Льготы – не на пользу
Наиболее значимые предприятия ЛПК Кировской области

Край, где течет река Вятка
Кластеры лесного развития
Надо работать по Лесному кодексу, а не обсуждать его

Обзоры ЛПК регионов России