Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Биоэнергетика

В закон ФРГ о возобновляемых источниках энергии внесены серьезные изменения

Закон Германии о возобновляемых источниках энергии (Erneuerbare-Energien-Gesetz, или EEG) был принят по инициативе группы депутатов бундестага и вступил в силу 1 апреля 2000 года. Закон направлен на развитие и поддержку использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Его суть - преференции для предприятий, использующих ВИЭ (ветровую и солнечную энергию, энергию из биомассы и др.), включение «зеленой» энергии в общую электросеть ФРГ, обязательство энергоснабжающих компаний покупать подобную энергию по установленным тарифам в течение 20 лет.

Этому документу предшествовал закон «О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии», который действовал еще с 1991 года. В рамках закона владелец генерирующей альтернативную энергию установки имеет право продажи избыточной электроэнергии в общую электросеть, а государство гарантирует компенсационные выплаты за поставляемую в сеть электроэнергию. Обязательное условие - регистрация подобной установки в Федеральном ведомстве по экономике и контролю экспорта (BAFA). Работающие на биомассе блочные мини-ТЭС получали дополнительную надбавку за каждый генерируемый киловатт-час, а выплаты производились не только за поставленную в сеть электроэнергию, но и за электроэнергию, потребляемую на нужды самой мини-ТЭС. Поэтому к 2000 году произошел значительный прирост доли энергии из ВИЭ в энергобалансе Германии.

В 2003 году были приняты решения Верховного суда ФРГ, в соответствии с которыми юридические и физические лица, генерирующие электроэнергию из ВИЭ, могли требовать у энергетических компаний, владеющих местными сетями, покупать вырабатываемую «зеленую» электроэнергию, а повышенные расходы за подключение ВИЭ к электросети были возложены на конечного потребителя. Энергораспределяющие компании обязаны были подключать энергоустановки ВИЭ к общенациональной электросети и обеспечивать вырабатываемой «зеленой» электроэнергии приоритет в энергосистеме. А главное - государство гарантировало инвестору на 20 лет твердые закупочные цены, которые в разы превышали рыночные.

Однако субсидии выплачиваются не из казны. EEG взвалил эти расходы на конечных потребителей - население и промышленные предприятия. В счетах, которые энергокомпании ежемесячно выставляют за израсходованную электроэнергию, учтена единая для всей страны наценка (EEG-Umlage), которая компенсирует деньги, выплаченные производителям «зеленой» энергии.

В результате сложилась абсурдная ситуация: чем больше электричества производится из ВИЭ, тем дороже оно становится. Также возникли проблемы в управлении энергосистемой в пиковые часы. В последние годы были случаи, когда в солнечные и ветреные дни выработка на ветровых и солнечных станциях возрастала, и излишняя электроэнергия сбрасывалась в общую энергосеть, из-за чего работу некоторых угольных и газовых станций приходилось приостанавливать. По причине периодических простоев эти электростанции становятся нерентабельными. Вот почему в регулирующей инстанции Bundesnetzagentur в настоящий момент лежат заявки на закрытие более 40 подобных электростанций. Причем генерирующие компании стремятся избавиться от куда более экологичных, чем угольные, газовых установок, поскольку те работают на дорогом сырье, импортируемом, в частности, из России. А на уголь мировые цены сейчас очень низкие, да и в самой Германии много бурого угля (а его сжигание наносит окружающей среде наибольший вред).

Таблица. Компенсации за генерацию электроэнергии с использованием биомассы (согласно изменениям EEG-2017)
Таблица. Компенсации за генерацию электроэнергии с использованием биомассы (согласно изменениям EEG-2017)

Эта ситуация возникла не за один день. Основными виновниками допущенных перегибов следует считать социал-демократов и «зеленых», которые придумали столь негибкий механизм субсидий. Но часть вины и на христианских демократах во главе с канцлером Ангелой Меркель, которые долго не решались на реформу EEG. Но теперь общество вполне осознало неизбежность реформы. Однако Германия - правовое государство, и правительство должно выполнять однажды взятые обязательства. Так что всех, кому уже дали гарантии на 20 лет, придется и дальше субсидировать в полном объеме. И ждать снижения цен на электричество пока не приходится. Но есть реальный шанс, что электроэнергия хотя бы перестанет дорожать, ведь владельцам новых установок будут теперь платить меньше, чем сейчас, к тому же многим проектам (в частности, целому ряду морских ветропарков) откажут в поддержке.

Серьезная корректировка EEG явно назревала. Закон был принят в 2000 году коалиционным правительством социал-демократов и «зеленых», которое возглавлял канцлер Герхард Шредер. Закон преследовал две стратегические цели: форсированное развитие возобновляемой энергетики и поэтапный отказ от ядерной энергетики. Так что курс на закрытие немецких атомных электростанций был взят вовсе не Ангелой Меркель, как некоторые ошибочно полагают. Она в 2011 году под впечатлением катастрофы на японской АЭС «Фукусима» всего лишь настояла на значительном ускорении этого процесса и завершении к 2022 году.

В 2016 году правительство ФРГ разработало глобальную реформу EEG, основой которой стало полное преобразование системы поддержки производства «зеленой» энергии. После долгих и непростых обсуждений изменений в EEG бундестаг наконец их принял. Суть реформы EEG-2017 в том, что вводится строгая система тендеров для новых объектов возобновляемой энергетики, и с 2017 года субсидии от правительства получают лишь наименее затратные проекты. То есть, вместо того чтобы автоматически получать субсидии для любой энергоустановки, работающей на ВИЭ, теперь приходится конкурировать на открытом рынке. Поставщики энергии претендуют на субсидии через открытую систему аукционов, причем введены пределы для субсидий на каждый объект заявленной установленной мощности.

Решено полностью отменить гарантированные выплаты за каждый киловатт-час выработанной энергии операторам крупных энергоустановок (это касается в первую очередь ветровых и солнечных электростанций и биогазовых установок), оставлены только компенсационные доплаты в некоторых случаях за потери. Что касается генерации электроэнергии с использованием биомассы, в том числе пеллет, щепы и древесных брикетов, то можно сказать, что реформа EEG затронула их меньше всего, чего и следовало ожидать (конечно, плата за киловатт-час теперь значительно ниже, чем в «нулевые» годы, тем не менее проекты генерации электроэнергии из биомассы довольно рентабельные и быстро окупаются). А вот интересы основных игроков рынка электроэнергии из ВИЭ - энергии солнечных и ветровых электростанций - новое законодательство в Германии затронуло основательно. Например, некоторые проекты ветропарков не будут реализованы. Зато структурно реформа EEG даст мощный толчок развитию децентрализованной энергетики с множеством малых и средних генерирующих энергоустановок. Противники реформы считают, что в ней содержится угроза резкого сокращения темпов развития генерации энергии из ВИЭ.

Директор центра International Renewable Energy Agency (Международного агентства по возобновляемой энергии) в Бонне Дольф Гилен заявил: «Фиксированные закупочные тарифы способствовали крупномасштабному развитию получения энергии из возобновляемых источников, но не обеспечили успех производителям с точки зрения управления затратами. Реформа перестроит энергосистему Германии в соответствии с общемировыми тенденциями, которые мы наблюдаем сегодня: происходит переход от льготных тарифов к аукционной системе продаж, и в этом смысле Германия является отстающей на данный момент. А в рамках новой системы развитие генерации энергии из возобновляемых источников станет более предсказуемым, чем сейчас».

Сторонники реформы считают, что изменения в законодательстве позволят построить стабильную платформу европейского энергетического рынка в целом, а переход к тендерной системе окончательно сломает стереотип о дороговизне энергии из ВИЭ. Германия прошла огромный путь в развитии «зеленой» энергетики: доля энергии, получаемой из ВИЭ, в энергобалансе страны выросла с 6% в 2000 году до почти 30% сегодня. Правительством Германии предусмотрен рост доли энергии из ВИЭ к 2025 году до 60%, а к середине века - до 80% в общем объеме вырабатываемой энергии в стране, что послужит примером как для соседей по ЕС, так и для всего мира. По итогам марта 2017 года электростанции Германии, генерирующие электроэнергию из возобновляемых источников (с учетом установок, работающих на биомассе, гидроэлектростанций, биогазовых установок и геотермальных источников), выработали рекордные 40,9% общего объема генерации энергии, что составило 19,48 ГВт•ч. А к 2035 году в Германии выработка электроэнергии из ВИЭ достигнет 147,5 ГВт.

Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, Германия,
s.perederi@ekopellethandel.de