Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

События

Плитная промышленность России: возможности и перспективы в сложных экономических условиях

Рост несмотря на кризис

26 октября 2016 года в рамках форума «Лес и человек» и выставки «Лесдревмаш» прошла конференция, организованная журналом «ЛесПромИнформ» и Ассоциацией предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР). Ее участники обсудили широкий круг вопросов, связанных с текущим состоянием рыночного сегмента плит и фанеры, а также перспективами производства этой продукции.

Рис. 1. Новые мощности плитных производств в 2010–2016 годы (здесь и далее данные Pöyry)
Рис. 1. Новые мощности плитных производств в 2010–2016 годы (здесь и далее данные Pöyry)

Активное участие в конференции приняли представители крупнейших лесопромышленных компаний, плитных и мебельных комбинатов, станкоторговых, инвестиционных и консалтинговых компаний, органов государственной власти, вузов и НИИ. Конференцию вели генеральный директор АМДПР Олег Нумеров, президент ГК «Русский ламинат» Руслан Курбанов и начальник управления использования и воспроизводства лесов ФАЛХ Михаил Доронин.

Олег Нумеров подвел итоги работы предприятий плитной промышленности за шесть месяцев 2016 года: по данным Росстата, объем производства ДСП находился на уровне прошлогоднего показателя. Производство плит MDF увеличилось на 10%, а экспорт этой продукции вырос на 50% по сравнению с показателем аналогичного периода предыдущего года.

Старший консультант Poyry Management Consulting Алексей Бесчастнов обратил внимание слушателей на растущие инвестиции в плитную промышленность России и предложил оценить их объем в мировом масштабе. Согласно данным, которыми располагает г-н Бесчастнов, за 2010-2016 годы инвестиции в плитную промышленность России превысили объем аналогичных инвестиций в плитные производства в Восточной Европе, Южной Америке и Китае.

Наибольшие финансовые вложения в плитную промышленность России делают ведущие европейские компании, предприятия которых и на российском рынке входят в группу лидеров: Kronospan, Egger, Swiss Krono Group, Kastamonu.

Рис. 2. Топ-10 мировых, европейских и российских производителей плитной продукции на 2015 год, млн м3/год (данные Poyry)

Рис. 2. Топ-10 мировых, европейских и российских производителей плитной продукции на 2015 год, млн м3/год (данные Poyry)

Несмотря на рост инвестиций, объем внутреннего потребления плит уменьшается. По расчетам экспертов Международного валютного фонда, если принять ВВП России в 2014 году за 100%, то наша страна достигнет этого уровня ВВП только к 2020 году. А ведь ВВП отражает в том числе и состояние внутреннего потребительского рынка плитной продукции. Данные графика (рис. 4), свидетельствуют о том, что в 2015 году объем суммарного потребления плит незначительно сократился по сравнению с 2014 годом (в основном из-за падения спроса на ДСП), а объемы производства фанеры и плит MDF и OSB немного выросли. Если в 2009 году нетто экспорт по плитам MDF был весьма незначительный, то в 2015 году уже довольно существенный.

Рис. 4. Объемы производства древесных плит в РФ в 2000–2015 годы, млн м3/го

Рис. 4. Объемы производства древесных плит в РФ в 2000–2015 годы, млн м3/год
Рис. 4. Объемы производства древесных плит в РФ в 2000–2015 годы, млн м3/го

Рис. 3. Объемы потребления древесных плит в РФ в 2000–2015 годы, млн м3/год

По плитам OSB ситуация немного иная. До 2012 года Россия была вторым в мире нетто импортером этой продукции. С 2013 года появляются отечественные производства, продукция которых активно вытесняет импортную на внутреннем рынке.

В 2016 году объем импорта - 400 тыс. м3 в год, причем 300 тыс. м3 - это продукция компании Kronospan, которая поставляется из Белоруссии.

Потребление фанеры в России несколько сократилось из-за роста объемов выпуска плит OSB, которые конкурируют с березовой и хвойной фанерой. Но производство и экспорт фанеры растут, в ближайшие годы рост продолжится.

Рис 5. Новое жилищное строительство в РФ, млн м2 в год

Рис 5. Новое жилищное строительство в РФ, млн м2 в год


Рис. 6. Объемы спроса и предложения на мебель в РФ в 2004–2015 годы, $

Одним из драйверов спроса на продукцию плитных предприятий является жилищное строительство. 2014-2015 годы в России были рекордными по вводу в эксплуатацию жилья - его было введено больше, чем в рекордный для СССР 1987 год.

Другим драйвером спроса на плиты является мебельная промышленность. В 2016 году объемы производства мебели у крупных игроков не изменились по сравнению с 2015 годом. Цены на мебель в рублях немного снизились. Импортная мебель в цене выросла, что привело к сокращению импорта по сравнению с докризисным уровнем. Доля отечественных производителей за последние три года на внутреннем рынке выросла, а объем экспорта мебели остался на том же уровне.

Отвечая на вопрос из зала, г-н Бесчастнов отметил, что инвестиционный бум в плитной промышленности России, скорее всего, не получит продолжения, поскольку большинство производителей в ближайшие годы будут работать на удовлетворение внутреннего спроса; возможен лишь рост экспорта фанеры.

Генеральный директор ООО «Кроношпан» Ардашер Курбаншо сообщил, что за последние три года цены на ДСП снизились со 160-180 до 60 евро за м3. Производство плит росло такими темпами, которые обусловили снижение цен на внутреннем рынке, что позволило отечественным мебельным предприятиям быть одними из самых конкурентоспособных в мире, а на внутреннем рынке доля российских производителей мебели за три года выросла с 43 до 49,3%. Несмотря на кризисные годы, производители плит расширили ассортимент продукции с разными текстурами и декорами для мебельных производителей.

 Рис. 7. Генеральный директор ООО «Зимпелькамп» Константин Путинцев
Рис. 7. Генеральный директор ООО «Зимпелькамп» Константин Путинцев

 Рис. 8. Выступление менеджера по продажам в России, странах СНГ и Балтии компании Dieffenbacher Евгения Пермитина
Рис. 8. Выступление менеджера по продажам в России, странах СНГ и Балтии компании Dieffenbacher Евгения Пермитина

Генеральный директор ООО «Зимпелькамп» (дочернего предприятия холдинга Siempelkamp Maschinen- und Anlagenbau) Константин Путинцев отметил положительные тенденции в развитии российской плитной промышленности, а также рассказал о работе холдинга в России. Компания Siempelkamp существует более 120 лет и уже 100 лет работает в нашей стране. Сегодня в компанию, годовой оборот которой более 600 млн евро, входят 30 дочерних предприятий, расположенных по всему миру, в ее штате более 3 тыс. сотрудников.

Компания известна прежде всего как производитель прессов непрерывного действия. Свой первый пресс в Россию она поставила в 90-х годах ХХ века в г. Приозерск (Ленинградская обл.). По словам г-на Путинцева, активная модернизация предприятий плитной промышленности на постсоветском пространстве началась в 2005 году с установки пресса ContiRoll компании Siempelkamp на заводе «Кроностар», которая стала знаковым событием для отечественной плитной промышленности в целом и производства плит MDF в частности, а также своего рода сигналом для иностранных инвесторов.

В результате только за последние пять лет совокупные мощности по производству ДСП выросли на 4 млн м3.

До 2015 года в структуре экспорта немецкого оборудования для производства древесных плит Россия уверенно занимала второе место после Китая, а в 2015 году даже вышла на первое. Пик модернизации российских предприятий пришелся на 2008 год, с 2012 года наблюдается некоторый спад в этой области, но, несмотря на кризис, в 2016 году реализация запланированных проектов продолжилась. В частности, с участием Siempelkamp развивается проект строительства линии по производству ДСП в г. Шарья (Костромская обл.) мощностью 400 тыс. м3 плит в год, реализуемый компанией «Кроностар».

В ближайшее время начнется поставка оборудования линии для производства ДСП мощностью 150 тыс. м3 плит в год на предприятие «Плитспичпром» в г. Балабаново Калужской области.

В завершение выступления Константин Путинцев сказал, что после упадка в 1990-е годы произошло полное восстановление российской плитной промышленности по всем видам плитных продуктов благодаря значительным инвестициям. Используя в качестве аргументов результаты обширных исследований компании, докладчик с помощью статистических данных показал развитие производства ДСП, плит MDF и OSB в нашей стране. По его мнению, цена и качество плит, выпускаемых в России, обеспечивают им конкурентоспособность и востребованность на международном рынке.

Генеральный директор АМДПР Олег Нумеров поблагодарил присутствовавших в зале руководителей компании Siempelkamp за участие в организации и проведении симпозиумов по вопросам плитной промышленности и снижению экологической нагрузки, связанной с производством плит.

В ходе выступлений и прений на конференции неоднократно говорилось, что в связи с конъюнктурой рынка небольшим предприятиям необходимо консолидироваться или уходить с рынка. Менеджер по продажам в России, странах СНГ и Балтии компании Dieffenbacher Евгений Пермитин в докладе рассказал производителям, с какой продукцией сегодня можно занимать нишевые рынки. В условиях кризиса и глобализации есть тренд к снижению себестоимости продукции за счет создания крупных производственных линий. В качестве примера можно привести деятельность компаний Kronospan и Kastamonu, которые организовали в России мощные производства. Небольшим производителям, которые испытывают на себе сильное давление на рынке, все сложнее конкурировать с такими крупными производителями. Эффективным решением проблемы может стать переход к производству нишевых продуктов, которые будут востребованы рынком. Выпуск подобной продукции требует приобретения инновационного оборудования.

Для изготовления плит OSB компания Dieffenbacher предлагает оборудование, которое позволяет в ходе технологического процесса наносить на ковер древесной массы наружный слой из мелкой стружки, которая подается на насыпку с помощью отдельного блока. В результате получается плита, по виду похожая на ДСП, но более прочная, находящая применение в мебельной промышленности. Плита отлично ламинируется, у нее нет изъянов, которые присущи плите OSB. Также компания Dieffenbacher предлагает оборудование для производства шлифованных плит OSB из коротких (50 мм) стрендов для прямого ламинирования.

Также г-н Пермитин рассказал о плите OSB с покрытием из тонкой плиты THDF, которая может использоваться в мебельном производстве вместо обычной плиты MDF, а также о плите OSL, представляющей собой плиту OSB, в которой стренды выравниваются только в продольном направлении. Плиту OSL отличает высокая прочность, что позволяет ей конкурировать с массивной древесиной или LVL.

Еще одна ниша для применения плит OSB - контейнерные полы, для изготовления которых сейчас обычно используют фанеру. К контейнерным полам предъявляются высокие требования по прочности, например, чтобы на них неоднократно мог въезжать погрузчик. Плита OSB определенной толщины может соответствовать этим требованиям.

Есть новая технология, которую компания Dieffenbacher внедряет со своими китайскими коллегами: производство ДСП с использованием соломы во внешнем слое. По характеристикам такие плиты не уступают плитам из древесины, а возможно, и превосходят их. Например, модуль упругости при изгибе плит, произведенных с использованием соломы, выше того же параметра стандартных плит ДСП. Компания Dieffenbacher поставила китайским компаниям уже пять подобных линий. К достоинствам нового продукта можно добавить, что солома экологичнее древесной массы, а плиту можно ламинировать и использовать для производства мебели или в строительстве.

Один из самых популярных на сегодня продуктов компании Dieffenbacher - система осмоления стружки EVOjet: поток стружки падает в воронку, в которой его равномерность регулируется двумя разрыхляющими вальцами, затем разрыхленная стружка осмоляется с двух сторон путем распыления связующего. Клеевая взвесь обеспечивает тонкое осмоление стружки по всей поверхности. За счет того что связующее подается под низким давлением, на предприятии не нужно устанавливать специальные насосы, проводить масштабную реконструкцию производства. Использование новой системы обеспечивает экономию до 15% клея на внутреннем слое.

В заключение г-н Пермитин рассказал, что в компании Dieffenbacher появилось новое подразделение, которое занимается производством оборудования для утилизации отходов.

Подготовил Михаил ДМИТРИЕВ

Окончание статьи