Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Персона

Антон Завалковский, «Инвестлеспром»

На полную мощность

Антон Завалковский

Два года назад крупный российский лесопромышленный холдинг «Инвестлеспром», несмотря на растущий рынок, оказался в остром финансовом, производственном и организационном кризисе. Почти полностью прекратилась собственная лесозаготовка. Основной актив в Карелии – Сегежский ЦБК – был остановлен. Под угрозой остановки оказалась работа заводов компании по конвертации бумаги. В феврале 2012 года «Инвестлеспром» возглавил Антон Завалковский. Сегодня эта группа компаний на втором месте в мире по производству бумажной упаковки и на третьем – по выпуску крафт-бумаги.

Мы попросили генерального директора холдинга «Инвестлеспром» Антона Завалковского подвести итоги работы компании в 2012–2013 годах.

– Антон Григорьевич, в январе нынешнего года во время визита на Сегежский ЦБК Рашида Нургалиева и Александра Худилайнена вы сказали о работе предприятия: «Сегодня комбинат стабильно работает, по сути, на пике своих производственных мощностей». Это оценка работы отдельного предприятия или группы «Инвестлеспром» в целом?

– Скорее оценка группы. В прошлом году произошел заметный рост выработки на всех предприятиях холдинга. При этом на некоторых продуктовых линейках достигнута максимальная за всю историю существования наших предприятий выработка. Несомненное достижение – увеличение производства бумаги на 3,4%. Поверьте, за скромными цифрами стоят титанические усилия всего коллектива.

По выпуску нашего стратегического продукта – бумажных мешков также достигнут заметный рост. Произведено и реализовано на 5% больше, чем годом ранее. На европейских заводах холдинга рост объемов реализации составил 7%. На «Сегежской упаковке» изготовлено почти 410 млн. мешков – максимум за все годы работы. На фоне падающего европейского и замедляющего темпы российского рынков «Инвестлеспром» не только не снизил объемы выпуска, но и повысил их. В России мы устойчиво занимаем лидерские позиции в производстве бумажных мешков.

Радует динамика развития предприятий деревообработки и фанеры. В целом по группе выпуск пиломатериалов в прошлом году увеличен на 35%, а на некоторых предприятиях показатели еще выше: на Сокольском ДОКе рост объемов производства составил 49%, а на Сегежском ЛДК – 67%. Объем выпуска фанеры превысил на 4% уровень 2012 года и на 2% – план отчетного года. Кроме того, значительно повышены эффективность производства и качество продукции.

По итогам 2013 года «Инвестлес­пром» заготовил почти 2,5 млн м3 древесины. Это на 17% больше, чем в 2012 году, и на 5% превосходит внутренние годовые плановые показатели. И это в условиях, когда в целом в лесной отрасли России в минувшем году наблюдался спад лесозаготовок больше чем на 3%.

– Есть повод для оптимизма...

– Нет, радоваться рано. Но, анализируя статистику нашей деятельности за время существования холдинга и оценивая результаты прошедших двух лет работы новой команды, можно утверждать, что сегодня у компании хорошая рыночная позиция и серьезный потенциал. Работаем дальше.

– Два года назад вы возглавили компанию, которая находилась в непростой ситуации. Какие первоочередные задачи были поставлены перед новым руководством холдинга?

– По решению акционера к управлению приступила новая команда менеджеров. На тот момент было сложно оценить истинное состояние компании, так как многие показатели оказались за пределами привычных критериев оценки. Для того чтобы восстановить работоспособность предприятий и их управляемость, в частности, на Сегежском ЦБК, пришлось много общаться с коллективами, повышать мотивацию людей, порой с нуля создавать команду.

Без восстановления собственной лесозаготовки невозможно было контролировать себестоимость продукции. Мы изменили взаимоотношения с подрядчиками, обеспечили сырьевую безопасность производств. И все это реализовано на фоне дефицита качественного сырья как в регионах, так и в отрасли в целом. Сегодня лесозаготовительные предприятия холдинга наращивают объемы поставок сырья и освоение расчетной лесосеки, повышают эффективность лесозаготовок. Кроме того, были сразу введены жесткий контроль использования денежных средств, порядок их эффективного распределения с учетом фактора сезонности и востребованности каждого продукта на рынке. Все это позволило выровнять ситуацию.

– Как вы считаете, требуется ли еще принятие антикризисных мер на предприятиях холдинга?

– Сегодня работа в бизнесе, и не только в российском, требует постоянных антикризисных мер. В 2012 году мы создали для решения текущих задач достаточно эффективную систему управления, которую продолжаем совершенствовать. Уже больше года занимаемся развитием производства, укреплением позиции компании на мировом рынке.

Хочу особо подчеркнуть, что сложившаяся команда менеджеров «Инвестлеспрома» смогла в короткие сроки продемонстрировать свои лучшие навыки как в условиях вывода компании из кризиса, так и в ходе планового, долгосрочного управления производственными и финансовыми процессами.

На предприятиях изменен подход к планированию приоритетных мероприятий, организации ремонтов, обновлению оборудования, освоению средств, развитию технологий и расширению ассортимента продукции.

– Какие новые, перспективные проекты реализуются сейчас?

– В конце прошлого года завершена реализация инвестиционного проекта на Сокольском ДОКе в Вологодской области. Подчеркну, это один из немногих реально состоявшихся приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов в России. Инвестиции «Инвестлеспрома» составили 725 млн руб. Проведенная модернизация обеспечит значительное увеличение объемов производства, укрепит лидерские позиции Сокольского ДОКа на рынке деревянного домостроения и клееных деревянных конструкций.

В Кировской области на Нововятской площадке продолжается реализация инвестпроекта, цель которого – строительство комбината по производству большеформатной фанеры. Инвестиции холдинга в этот проект, также имеющий статус приоритетного, за последние три года составили более 3,2 млрд руб.

– Какие результаты управленческих решений вы бы отметили особо?

– Подходы к планированию производства стали более клиентоориентированными. Мы отказались от дискретного планирования раз в месяц и перешли к скользящему ежедневному. Теперь клиент может разместить заказ в любой день, и готовая продукция будет отгружена в четко обозначенные сроки. Таким образом, мы стали еще больше соответствовать современным требованиям рынка и одновременно смогли сократить объемы незавершенного производства, число незапланированных переналадок оборудования, повысить производительность труда. Наконец, отношения в коллективе стали лучше – сегодня возникает меньше конфликтов между производственниками и специалистами по продажам.

У нас принят отличный от общепринятого подход к расчету себестоимости: он позволяет более эффективно считать маржинальность продуктов и фокусироваться на их производстве и продажах. Конечно, это не наше ноу-хау, мы применяем подходы теории ограничений – бизнес-идеологии, которая близка менеджменту компании и абсолютно оправдала свое применение.

Был ряд и других серьезных улучшений в логистике, равномерной загрузке мощностей, обеспеченности сырьем. В прошлом году создан центральный склад «Инвестлеспрома» в Западной Европе. До прошлого года у наших конкурентов было определенное преимущество – их бумагоделательные заводы, как и производства упаковки, расположены на территории стран Евросоюза. Короткие расстояния и отсутствие границ внутри Евросоюза позволяют им поставлять бумагу с фабрики до места конвертации максимум за два­три дня. Доставка же бумаги с Сегежского ЦБК на европейские заводы нашей группы Segezha Packaging с учетом всех факторов могла занимать 20–25 дней. Создание склада «Инвестлеспрома» в порту Гамбурга устранило риск потери заказов. Сегодня мы можем приступить к изготовлению продукции сразу после того, как клиент обратился в компанию. При значительной экономии на логистике и сокращении запасов бумаги в цепочке поставок достигнуто снижение оборотного капитала, вовлеченного в эту часть бизнеса холдинга, повысилась конкурентоспособность компании.

В прошлом году на карельском заводе «Сегежская упаковка» был успешно реализован пилотный проект по программе «Внесезон». Впервые загрузив мощности в период низкого спроса, в пиковый сезон мы смогли освободить оборудование для производства высокомаржинального продукта. Зимой 2013–2014 годов эта программа на предприятии возобновлена.

Благодаря новому решению обеспечено бесперебойное, круглый год, снабжение сырьем Сокольского ДОКа. Продукция предприятия высокомаржинальная, спрос на нее, как я уже говорил, высокий. Чтобы не допустить сбоев в обеспечении комбината сырьем в период распутицы, мы впервые провели эксперимент по хранению запаса древесины под снегом в течение лета. Проверили: к осени древесина отлично сохранилась и была направлена в производство. В текущем году эта практика будет продолжена. Изучаются возможности и целесообразность применения зимнего склада и в других регионах присутствия предприятий холдинга.

– 2013 год был не самым простым для Европы, в России отмечено замедление экономического роста. Пришлось ли из-за этого корректировать производственные планы отдельных предприятий холдинга?

– Планы мы не корректировали. Уровень компетенции команды менеджеров «Инвестлеспрома» позволяет трезво оценивать ситуацию и риски на рынке, грамотно ранжировать задачи по приоритетам и решать их. На Сегежском ЦБК для большего удовлетворения спроса ключевых потребителей индустриальной упаковки были повышены объемы производства высокотехнологичной растяжимой высокопористой бумаги.

Рост производства достигнут и на Сокольском ЦБК, считавшемся до недавнего времени аутсайдером отрасли. На комбинате изготовлено более 16 тыс. т бумаги, что на 8% больше, чем в 2012 году. С учетом конъюнктуры рынка был увеличен объем производства бумаг с использованием в композиции макулатуры – ассортиментный ряд дополнили мешочная и оберточная бумаги.

Значительно выросло производство продукции и увеличилась выручка от реализации на Вятском фанерном комбинате. Мы сократили поставки фанеры на европейский рынок, который попал в полосу кризиса, и переориентировались на внутренний рынок (до 60% общего объема). Кроме того, сократили выпуск фанеры низких сортов и увеличили объем производства высокомаржинальной продукции. В результате весь объем фанеры, выпущенной «Инвестлеспромом», был продан по максимальной цене, выручка увеличилась на 15,8%. Большим достижением стал выход холдинга в 2013 году на рынок Южной Кореи, где теперь мы занимаем устойчивое положение в сегменте высокосортной фанеры.

В 2013 году российский рынок деревянного домостроения вырос по отношению к 2012 году на 30%. А на Сокольском ДОКе достигнут еще более высокий показатель – 48%. Высокое качество собственного сырья, современные технологии производства, выполнение заказов в срок, собственное конструкторское бюро являются конкурентными преимуществами комбината. Спрос на клееные деревянные конструкции и дома из клееного бруса Сокольского ДОКа постоянно растет – на российском рынке доля нашей продукции сегодня уже достигла 18%. Важным проектом прошлого года стало исполнение госзаказа – Сокольский ДОК разработал, изготовил и смонтировал резной терем для резиденции Деда Мороза в олимпийском Сочи.

– Производственные итоги года впечатляют. Финансовые результаты так же позитивны?

– Если сравнивать с 2012 годом, то консолидированная выручка в 2013 году выросла на 11%. Маржинальная прибыль за год в целом по «Инвестлеспрому» увеличилась почти на 10%, а показатель EBITDA по группе компаний за счет мероприятий по оптимизации постоянных затрат – на 13%. В прошлом году своевременно выполнены все текущие финансовые обязательства «Инвестлеспрома». Словом, задачи, поставленные перед холдингом акционерами, компания решает.

– Антон Григорьевич, вы возглавили «Инвестлеспром» в феврале 2012 года. Довольны итогами двухлетней работы?

– Это, скорее, вопрос к игрокам рынка и акционерам. По тем откликам, которые я от них получаю, я делаю вывод, что двигаюсь в правильном направлении.

Беседовал Никита ЛИТВИНОВ