Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Трибуна

Как провалили программу создания сети ПХС

Наш журнал в очередной раз обращается к материалам сайта Гринпис России, регулярно публикующего острые материалы по самым актуальным проблемам отрасли. Речь о государственном финансировании закупок лесопожарной техники.

В сообщении организованного по инициативе Рослесхоза агентства Greenpress говорится, что из 157 новых пожарно-­химических станций (ПХС) третьего типа, которые планировалось создать в 2011 году, в действительности было создано только 26. Таким образом, программа развития сети ПХС в 2011 году выполнена менее чем на 17%. К ее провалу причастны все, кто тем или иным образом участвовал в этой работе.

Выделение 5 млрд руб. субсидий субъектам РФ из федерального бюджета на приобретение новой лесопожарной техники и оборудования было предусмотрено Федеральным законом от 13 декабря 2010 года № 357­ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Однако в дело эти деньги пошли только через полгода после принятия закона: во-­первых, правительству нужно было время, для того чтобы утвердить порядок распределения субсидий между субъектами Федерации, а, во­вторых, Федеральное агентство лесного хозяйства (ФАЛХ) должно было заключить с субъектами РФ соглашения, касающиеся этого самого порядка. Кроме того, Правительство РФ решило ускорить процедуры приобретения техники и разрешить покупать ее на условиях «как у единственного поставщика», без проведения торгов. Поскольку деньги выделялись в виде субсидий, субъекты РФ должны были обеспечить софинансирование, предусмотрев соответствующие средства в своих бюджетах.

Все эти процедуры заняли почти полгода. «Перечень производителей лесопожарной техники и оборудования, у которых государственные заказчики осуществляют в 2011 году закупку для государственных нужд указанной продукции, производимой на территории Российской Федерации, путем размещения заказа у единственного поставщика» был утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 622­р. После этого стало ясно, какую именно технику и какое именно оборудование можно будет покупать за федеральные деньги. «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования» и порядок распределения субсидий субъектам РФ были утверждены постановлением Правительства РФ от 5 мая 2011 года № 345. С их обнародованием было определено, сколько именно денег должен получить каждый субъект РФ, а также появились правовые основания для заключения соответствующих соглашений. В начале прошлого лета субъекты РФ смогли приступить к закупке новой техники (до этого момента почти никто не решался заключать договоры с поставщиками до прихода денег). К этому времени окончательно выяснилось, что поставщики лесопожарной техники, определенные правительственным распоряжением от 15 апреля, в большинстве своем «лежат на боку» и оперативно поставить большое количество новой техники просто не могут. Большинству регионов пришлось ждать заказанной техники в течение нескольких месяцев. К тому времени, когда основная часть техники и оборудования пришла в регионы, пожароопасный сезон уже закончился. Однако это еще не все. Выделяя субсидии на новую лесопожарную технику, в правительстве не подумали о том, кто будет с этой техникой работать. Введение Лесного кодекса 2006 года разрушило экономические основы существования лесного хозяйства, сделало отрасль почти полностью зависящей от бюджетного финансирования. Поскольку деньги на дополнительный штат сотрудников для работы с новой лесопожарной техникой из федерального бюджета не выделялись, таких людей во многих регионах просто не оказалось. Значительная часть новой техники была просто поставлена на хранение до лучших времен. В конце концов Правительство РФ решило отказаться от дальнейшего финансирования закупок новой лесопожарной техники. В действующей версии федерального бюджета 2012 года денег на эти цели просто нет. Поскольку, возможно, кому­то придется отвечать за провал программы развития сети ПХС (особенно если лето 2012 года также окажется «горячим»), Рослесхоз уже сейчас попытается возложить основную ответственность на региональные власти.

forestforum.ru

Карелия не выполнила условия соглашения с ФАЛХ

Весной 2011 года между Рослесхозом и карельским республиканским правительством было подписано соглашение, согласно которому Федеральное агентство лесного хозяйства брало на себя обязательства предоставить региону федеральные субсидии на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования. В этом документе также были зафиксированы обязательства Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия заключить государственные контракты на поставку необходимой техники и до конца 2011 года укомплектовать и открыть в Карелии пять новых ПХС 3­го типа. Всего на эти цели из федерального и республиканского бюджета выделено 183 млн руб. Деньги из федерального бюджета поступили в республику в полном объеме, поставщики техники и оборудования вовремя изготовили и отпустили обещанную продукцию. Однако правительство Республики свои обязательства выполнило не в полной мере.

Приказ № 1730 об организации ПХС­-3 издан Министерством по природопользованию и экологии Карелии только 30 ноября 2011 года. Согласно ему в составе государственного учреждения Республики Карелия «Северо-­Западная база авиационной охраны лесов» должно быть организовано пять ПХС-­3 в составе обособленных структурных подразделений, расположенных в Беломорском, Муезерском, Медвежьегорском, Сортавальском и Прионежском районах.

15 декабря в Петрозаводске открылась первая из запланированных пожарно-­химических станций - «Прионежская». В соответствии с откорректированным планом-­графиком доукомплектование ПХС-­3 штатными работниками будет выполнено только в феврале 2012 года, сезонными работниками - в марте 2012 года. Налицо нарушение условий соглашения Рослесхоза и правительства Карелии.

По результатам проверки Департамента лесного хозяйства по СЗФО, укомплектованность всех проверенных ПХС-­3 не соответствует Положению о пожарно-­химических станциях, утвержденному приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167. Ремонтные зоны не оборудованы на Беломорской, Муезерской и Медвежьегорской ПХС­-3. Двадцать единиц техники (6 бульдозеров, 6 ЛХТ, 8 АЦ), в том числе предназначенные для других ПХС-­3, подготовлены и поставлены на зимнее хранение на открытой охраняемой площадке (территория аэропорта Пески г. Петрозаводска). Технические характеристики помещений, предназначенных для хранения техники на территории ПХС-­3, не позволяют размещать в них тяжелую гусеничную технику (бульдозеры) ввиду опасности повреждения напольного покрытия зданий. На момент проверки (23 декабря 2011 года) все ПХС-­3, расположенные на территории Республики Карелия, в связи с отсутствием штатной численности не были готовы к обеспечению пожарной безопасности в лесах.

Департамент лесного хозяйства по СЗФО