Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Красноярский край (состояние и перспективы развития ЛПК края)

На территории Красноярского края находится около 15% лесных угодий России. В настоящее время, когда усиливается воздействие на биосферу, этот природный комплекс становится бесценным не только для нашей страны, но и для всей планеты. И если рассматривать социальные аспекты экологии, а именно влияние производственной деятельности на состав атмосферы, на тепловой режим, на состояние суши и воды, а в итоге на здоровье человека, то становится понятным, почему рациональное освоение лесных угодий, их воспроизводство, охрана от пожаров и вредителей приобретают все большее значение.
Девяносто процентов лесного фонда − это 58, 5 млн. га − на территории Красноярского края находится в ведении лесной службы ГУПР по Красноярскому краю. Основными лесообразующими породами являются сосна, кедр, ель, лиственница, береза и осина. Хвойные насаждения составляют 73%. Общий запас древесины − 7,4 млрд. м3; возрастная структура характеризуется преобладанием спелых и перестойных насаждений (58% покрытых лесом земель). В последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению площади хвойных молодняков.
В зависимости от выполняемых функций, леса в Красноярском крае разделены на эксплуатационные и, имеющие природоохранное значение. Наиболее ценные − леса первой группы − занимают 13,1 млн. га (22,4%), второй − 0,7 млн. га (1,2%), третьей − 44,6 млн. га (76,4%).

Таблица 1. Распределение основных лесообразующих пород на
землях лесного фонда, находящегося в ведении лесной службы
ГУПР по Красноярскому краю

Таблица 1. Распределение основных лесообразующих пород на землях лесного фонда, находящегося в ведении лесной службы ГУПР по Красноярскому краю

Благодаря организации национального парка Шушунский Бор, заказников, заповедников, других особо охраняемых природных территорий, а также в связи с перераспределением лесного фонда края: переводом эксплуатируемых лесов из третьей группы в первую с различными категориями защитности, в последнее время увеличилась площадь лесов первой группы. Это наглядно свидетельствует о том, что приоритетом государственной политики в лесной отрасли становится сохранение и развитие средозащитной функции лесов.

Производительность древостоев лесного фонда Красноярского края в основном высокая. Продуктивность сосновых и лиственничных насаждений выше средней, преобладающие полноты − 0,6 − 0,7. Анализ средних токсационных показателей позволяет выделить сосну, обладающую ценной древесиной, как лучшую породу для промышленной эксплуатации. В последнее время расчетная лесосека главного пользования увеличилась до 60 395,2 тыс. м3, в том числе в хвойных насаждениях − до 34 740,7 тыс. м3.

«Лесным кодексом» РФ определены основные формы организации лесопользования: аренда участков лесного фонда и лесные аукционы по продаже древесины на корню. И та, и другая форма активно используются в лесном хозяйстве края. На январь 2003 года передано в аренду для заготовки древесины 125 участков лесного фонда общей площадью 4,9 млн. га с ежегодным объемом пользования 10,5 млн. м3; для нужд охотничьего хозяйства − 218 участков; для культурно­оздоровительных, туристических и спортивных целей − 26 участков; для побочного лесопользования − 2 участка; для научно­исследовательских целей − 1 участок.

Арендные отношения гарантируют лесопользователям обеспечение сырьем в достаточных объемах в течение длительного периода, позволяют планировать освоение лесосечного фонда, развивать инфраструктуру на арендуемой территории, решать социальные вопросы. В дальнейшем развитие этой формы взаимоотношений обеспечит приток в лесную отрасль края дополнительных средств, что позволит наращивать объемы и улучшать качество восстановления насаждений, а также выполнять другую важную для леса работу.

С целью решения проблем, связанных с массовым размножением насекомых и минимизации причиняемого ущерба, в 1970 году в Красноярском крае создано государственное лесозащитное учреждение «Центр защиты леса». На данный момент оно является подразделением ФГУ «Рослесозащита» МПР России.

Рассказывает директор «Центра защиты леса» Солдатов В.В.:

Таблица 2. Масштабы
повреждения сибирским
шелкопрядом в 90-х годах

Таблица 2. Масштабы повреждения сибирским шелкопрядом в 90-х годах

«Сейчас особенно актуальна проблема защиты леса от влияния сибирского шелкопряда, наиболее вредоносного для таежных сибирских экосистем насекомого. Массовые вспышки сибирского шелкопряда за последнее столетие уже нанесли экологический, экономический и социальный ущерб лесам Красноярского края на площади около 9 млн. га.

Последняя вспышка массового размножения сибирского шелкопряда возникла в крае в 1994 − 1996 годах. Последствия ее были катастрофичны не только для экономики края, но и создавали угрозу экологического ущерба в глобальном масштабе.

Причиненный ущерб по средней ставке лесной подати − 97 911,23 $, а по средней цене реализации древесины − 195 822,5 $, плюс затраты на восстановление погибших лесов − 5 832 000 $. Отметим, что оценка ущерба дается без учета экологических, социальных и иных полезностей леса.

Эта вспышка привлекла внимание мировой общественности, и Всемирный Банк выделил средства для экстренной реализации программы чрезвычайных мер по биологической борьбе с насекомыми-вредителями леса в Красноярском крае.

Успешная реализация программы положила начало для разработки нового проекта Всемирного Банка „Пилотного проекта устойчивого лесопользования“ и дальнейшего сотрудничества Государственной лесной службы и службы лесозащиты Красноярского края с Агентством США по Международному Развитию.

Наряду с древостоями во время вспышек массового размножения шелкопряда уничтожается подрост ценных хвойных пород. При этом восстановление темнохвойных лесов может затягиваться на несколько столетий.

Последствия массового размножения насекомых для экономики Сибири достаточно очевидны: отмирание древостоев на сотнях тысяч гектаров таежных территорий значительно уменьшает сырьевую базу в обширном регионе, экономика которого во многом основана на лесном хозяйстве. Столь же очевидны экологические последствия: гибель лесных экосистем вызывает резкое изменение разнообразия организмов, населяющих темнохвойную тайгу Северной Азии, и нарушает количественные параметры сложившихся циклов круговорота воды и углерода, поскольку в ближайшие 10 − 20 лет весь углерод, находящийся в связанном состоянии в древесине погибших деревьев, в результате деятельности микроорганизмов-деструкторов перейдет в углекислоту и поступит в атмосферу, тем самым способствуя усилению парникового эффекта. Масштабы явления позволяют предполагать, что эти нарушения могут иметь значимость для всей планеты.

В 2003 году вновь были выявлены очаги сибирского шелкопряда в темнохвойных насаждениях, в том числе кедровниках и древостоях с участием лиственницы на общей площади около 70 000 га. На площади около 4 000 га проведены истребительные мероприятия, а на оставшейся площади авиахимборьба запланирована на весну 2004 года.

Действующие очаги в Ирбейском, Саянском лесхозах на данное время получили меньшее распространение (примерно в 96 раз) по площади ввиду своевременного обнаружения, чем очаги 90­х годов прошлого века, но при прохладном и обыденном отношении к проблеме они могут принять столь же угрожающие масштабные размеры.

Леса, объеденные не полностью, пока сохраняют жизнеспособность. Однако низкая устойчивость поврежденных насаждений создала возможность для успешного развития в них черного пихтового усача − насекомого, разрушающего древесину. Численность этого жука в поврежденных насаждениях достаточно велика и продолжает расти. Усач почти не имеет эффективно действующих природных врагов. По этой причине очаги усача могут существовать неопределенно долгое время: вспышка численности этого жука затухает только после полного истощения кормовых ресурсов. Одна из основных задач лесоводов Красноярского края − предотвратить масштабную гибель лесов, применяя современные методы мониторинга и своевременно назначая санитарно-оздоровительные мероприятия.

В „Центре защиты леса“ Красноярского края имеется штат из 20 инженеров­лесопатологов, каждый из которых курирует до 4­х лесхозов региона общей площадью в среднем около 1 млн. га. Деятельность филиала охватывает фактически весь край.

Основное направление нашей деятельности − экологический мониторинг крупных лесных территорий, включая индикацию массового размножения насекомых и грибных болезней растений, а также разработку методов мониторинга и контроля популяций насекомых-вредителей и очагов заболеваний лесных пород.

Лесопатологический мониторинг в лесах Красноярского края проводится в насаждениях средней и южной тайги, а также в лесостепных и горных лесах.

Система контроля, действующая на территории 54 лесхозов Красноярского края, включает в себя распространенную сеть, в которой заложено 520 участков рекогносцировочного и 294 участка детального надзора за основными хвоегрызущими вредителями.

Специалисты лесной службы и „Центра защиты леса“ Красноярского края при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Института устойчивых сообществ (ISC) активно участвуют в международных проектах (ROLL, FOREST) по развитию сети лесопатологического мониторинга.

С 1998 по 2003 годы в крае были реализованы целевые лесные гранты по программе РОЛЛ и проекту ФОРЕСТ. Эти проекты помогли решить многие проблемы охраны лесов от пожаров, насекомых и болезней, лесовосстановления и др. и признаны успешными.

В настоящее время в Красноярском крае действует несколько грантовых программ по проекту ФОРЕСТ. Цель этих программ − содействие развитию устойчивого лесопользования как способа сохранения лесов в Сибири для уменьшения угрозы глобального изменения климата и сохранения биоразнообразия.

Реализация проекта „Разработка проекта лесопатологического устройства на примере субъекта федерации (Красноярский край)“ позволит организовать лесопатологический мониторинг на основе ГИС­технологий с применением современных компьютерных программ. Это ускорит принятие решений по профилактическим мерам и мерам борьбы с вредителями леса в области защиты леса.

С 2000-го года в „Центре защиты леса“ было сформировано новое направление − добровольная лесная сертификация. В связи с этим было создано новое подразделение − отдел лесной сертификации, который занимается:

  • оказанием консалтинговых услуг предприятиям ЛПК по подготовке проведения добровольной лесной сертификации в FSC, ISO, PEFC;
  • организацией обучения специалистов предприятий ЛПК в области устойчивого лесоуправления и лесопользования, добровольной лесной сертификации;
  • анализом и распространением информации об устойчивом лесоуправлении и лесопользовании, развитии процесса добровольной лесной сертификации.

За время работы отдела сотрудники разработали, апробировали и создали окончательные версии региональных стандартов добровольной лесной сертификации Красноярского края. В настоящий момент сотрудники отдела разрабатывают документы национальной системы добровольной лесной сертификации России.

Своевременное и качественное проведение санитарно­оздоровительных мероприятий в насаждениях с нарушенной и утраченной устойчивостью позволит повысить эффективность использования лесных ресурсов, увеличить и сохранить лесной доход. Своевременное изъятие погибшей или поврежденной древесины из природных биоценозов является также важнейшим звеном стратегии оптимизации кислородно­углеродного баланса в лесных экосистемах.

Специалисты „Центра защиты леса“ нуждаются в поддержке со стороны законодательных и административных органов всех уровней, прежде всего в выделении средств на ведение лесопатологического мониторинга и осуществление лесозащитных мероприятий в объемах, соответствующих реальной лесопатологической обстановке».

«Центр защиты леса»:
660036, Россия, г. Красноярск, Академгородок, здание Института ВНИИПОМлесхоз.
Тел.: (3912) 49-41-72; (3912) 90-71-55.
Факс: (3912) 49-52-68.
E­mail: protect@ksc.krasn.ru
http://protect.forest.ru

Другие статьи рубрики Регион номера: Красноярский край

Обнародован проект лесного плана Красноярского края на 2019–2028 годы
В Красноярском крае разработали собственную геоинформационную систему для нужд ЛПК
«Краслесинвест» развивается
От лесной промышленности – к текстильной

Эльдорадо в центре Сибири
Сверху видно все
В Красноярском крае начинают восстанавливать ранее действовавшие предприятия ЛПК
ЛПК Красноярского края
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Вдоль Сибирского тракта
Запас лесосырьевых ресурсов в Красноярском крае увеличивается
ЛПК не в приоритете
Инвестиционные проекты в ЛПК Красноярского края
Основные предприятия ЛПК Красноярского края
Дом из ангарской сосны
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Красноярский край в цифрах
Срочно требуются регионы-доноры
Инвестиционный климат: стрелка на «ясно»
Список предприятий ЛПК Красноярского края

Размышления о «Лесном кодексе»...Красноярск - город будущего! (итоги Красноярской выставки «Деревообработка»)
Государева служба
ЛПК - Привлекательный во всех отношениях
Проект «Лесные ресурсы и технологии» (Форест) в Красноярске
Кто в лесу хозяин?